Frank Zappa - Hot Rats (1969)
Попрощавшись на время с «Mothers Of Invansion», Заппа создал альбом, где изобретательности не меньше, чем было со сборной «Мам Изобретения», но стало гораздо больше души и искренней страсти. Лучший, по моему мнению, альбом американского гения. Входит в знаменитый список «альбомов, которые вы должны услышать, прежде чем умереть». Почему же он лучший?
Во-первых, Заппа просто сделал его лучше, старательней. Здесь нет проходных дурачеств и пустых дразнящих звуков, чем наполнены большинство его других записей. Альбом серьёзный в этом смысле (хотя юмор есть и в нём). А серьёзный Заппа это ух какая силища! И ещё Hot Rats - удивительно вдохновенный. Созданный как будто на одном дыхании.
Во-вторых, он наполнен множеством разнообразных мелодий (хотя кажется странным говорить о Заппе как о мелодисте), причём - мелодий великолепных. Первая же композиция - Peaches en Regalia - это просто кладезь разноплановых тем (и звуков!) - от классических до фолковых, звучит как прелюдия к опере, настолько она много Образна. На Son of Mr. Green Genes мелодия высока и величественна. Little Umbrelas, несмотря на свою короткость, как и первая, тоже мелодически лихо закручена во времени и пространстве.
В-третьих, шесть композиций пластинки построены как шесть частей классического произведения. Эта воистину рок-симфония по-частно гармонично меняет настроение, темп, образность (интересно, что сам Заппа описывал альбом как «фильм для ушей») . От некоторой безмятежности и игривости первой следует переход к грозной и мощной Willie the Pimp (исполненной грозным и мощным другом детства Фрэнка известным рок-оригиналом Капитаном Бифхартом).
Вторая композиция, кстати - яркий пример того, что у Заппы, как рок-творца был не только сатирический запал, но и не слабые чувства. В Willie the Pimp - почти по-хендриксовски глубокая музыка.
Затем мы вновь взлетаем на Son of Mr. Green Genes. Третья вещь - прямо таки олицетворение душевного подъёма, даже - еле сдерживаемого восторга (своего рода allegro vivace). Удивительно светлая композиция.
Следующая за ней Little Umbrelas лениво-юмористическая, разгрузочная, симпатичная медленно-скерцовая часть.
The Gumbo Variations - самая длинная по времени композиция. Точная картина бренного мира. Во всей его суете, безобразии и великолепии. Уж это-то Заппа умел воплощать в ноты и звуки едва ли не лучше всех рок-музыкантов. (Тем и велик.)
И, наконец, заключительная It Must Be Camel. Что-то вроде симфонического гранд-финала, но в свойственной Заппе сложной неоднозначности, игривости, с долей памфлетности, издёвки.
В общем, получился удивительно цельный, законченный альбом со всеми преимуществами, отмеченными выше, перед другими.
Конечно, океан музыки Фрэнка Заппы как ни у кого огромен и неисчерпаем, и у него было множество замечательных, выдающихся записей, но всё же Hot Rats, считаю, стоит особняком. Большим особняком аристократа современной музыки.
P. S. Жаль, что диагностический анализ на ПСА, который показывает развитие практически незаметно проходящей болезни предстательной железы научились брать тогда, когда у Заппы уже диагностировали рак этого органа в последней стадии. Не повезло гению, повезло нам. Спасибо этому анализу!