Незапланированно пересмотрел
"Географ глобус пропил" по довольно ценному по своему содержимому безрекламному ТВ-каналу "Дом кино премиум". Всё-таки чрезвычайно трудно за внешней грязью и выпяченной буффонадой (причём, весьма остроумной и не стандартной) не прочувствовать оголённый нерв фильма, перманентную боль в нём и не заметить не так уж и глубоко зарытую поэтичность. Картина, безусловно, с двойным дном, однако часто видят только внешнюю её часть. Наверное, многие настолько привыкли к обложковости и прямолинейности даже не самого плохого и даже вполне себе хорошего иностранного кино или отечественных плакатных поделок вроде
"Левиафана" с совершенно пустыми незапоминающимися персонажами (а как они далеки от сатиры того же Гоголя, у которого сонм отрицательных героев вызывает не больше, не меньше, чем вечную любовь к ним - и правда - как нам жить без Хлестакова, Городничего, Бобчинских-Добчинских, Ляпкиных-Тяпкиных, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина, Чичикова...?), что просто ленятся произвести элементарный душевный труд.
Есть и ещё одна причина предпочтения "Левиафана" "Глобусу" - обычная русофобия. Ибо в первом фильме, в отличие от второго, в обоюдных яростных попытках отобразить реальность, абсолютно нет веры в русского человека. А наблюдать за ним в фильме Звягинцева зрителю, любящему Россию и русских - без отвращения и ощущения глубокой неправды - просто невозможно.