Кристальный век

Oct 06, 2015 16:32



Кристальная, прозрачно-звонкая, непосредственно-чистая, душевно-сокровенная, отстранённо-мечтательная, иногда глубоко-молитвенная, а иногда наивно-игривая и, в общем, гениальная музыка, озарённая словно солнечными лучами голосами замечательных певцов и особенно ангельски-непорочных по облику и голосу певиц того удивительного, чУдного для нашего искусства времени - вот что такое советская эстрада 60-ых, по инерции немного просочившаяся ещё и в 70-ые.

Застольно-мещанские, идеологизированные, одиозные брежневские времена благополучно похоронили этот уникальный кристальный век нашей культуры. Кристально-чистая эстрадная музыка постепенно превращалась в грязновато-пошлую, в полном соответствии с внутренним состоянием общества. Исполнители менялись и по велению идеологизированного начальства, и по потребностям народным. Самый наглядный пример того - процесс порчи главной (и самой популярной) звезды отечественной эстрады Аллы Пугачёвой шёл точно в ногу с процессом разврата советского общества. Основные звёзды поп-музыки 60-ых (если брать для сравнения женский состав) - Майя Кристалинская (сами имя и фамилия которой символизировали ту эпоху), Лариса Мондрус, Аида Ведищева, Тамара Миансарова, в меньшей степени Эдита Пьеха, с одной стороны, были насильственно удалены идеологами от культуры с глаз миллионов долой (или просто не дожили до испорченно-фанерных 70-ых, как это произошло с называемой многими великой Лидией Клемент, умершей в 26-ти летнем возрасте), но, всё-таки, думаю - главная причина радио-телевизионного забвения - их ангельский образ и ангельский образ исполняемых ими песен никак не соответствовал наступившему подпорченному гнильцой и фальшивым официозом времени… Впрочем, западная поп-культура, следующая параллельным курсом, также по-своему мещанилась и хамела (диско и панк).

Наше искусство всегда было по своему духовному уровню выше западного, прежде всего в литературе и классической музыке. А наша эстрада 60-ых была очень близка по духу отечественной классике, неудивительно поэтому, что многие советские песни того времени по устремлённости к Абсолюту и излучаемому ими ослепительному свету превосходят даже самые лучшие иностранные композиции. Тот отечественный «поп» можно слушать подряд и испытывать при этом без преувеличения настоящий катарсис, но в собираемом ниже особом списке я попытаюсь выделить (и буду его постепенно пополнять по мере воспоминаний) запредельного уровня песни. В этом списке недостижимые, абсолютные по своему уровню произведения кристального века русской эстрады. Начну с прекрасной, женской её части.

Нежность (А. Пахмутова - Н. Добронравов) Майя Кристалинская.

Я счастье несу (Г. Портнов - Ю. Принцев) Лидия Клемент, Эдита Пьеха (эту песню лучше слушать в её исполнении и в такой оркестровке).

Неужели это мне одной (Г. Портнов - Ю. Принцев) Лариса Мондрус (лучше), Майя Кристалинская.

Колыбельная медведицы (Е. Крылатов - Ю. Яковлев) Аида Ведищева.

Бальзамирование, Заклинания, Фонограмота

Previous post Next post
Up