Лучше меньше, да лучше

Aug 17, 2024 06:14

Ещё одно задание, теперь уже с курса редактуры: простым языком объяснить, что такое средства художественной выразительности.

В прошлый раз мы поговорили о том, что такое стиль в литературе (и чем он похож на стиль в одежде), а теперь давайте поговорим об одном из важных элементов стиля, а именно о средствах художественной выразительности.

Главная задача текста - это передача некой информации от автора к читателю, то есть в тексте должна быть некая суть, смысл, «голый» функционал. Иногда для его выражения достаточно одного-двух слов - подлежащего и сказуемого. Например, «Вечер» - это вполне себе предложение, и суть его в том, что мы обозначаем время суток. Или можно сказать «Наступил вечер», если нам важно подчеркнуть смену времени.

В научном и официально-деловом стилях требуется как раз точная и полная информация, поэтому за рамки «голого» функционала выходить прямо запрещено: никаких фривольных описаний, эмоциональных действий или личных мнений быть не должно.

В таких текстах не принято писать «Под покровом тёмной безлунной ночи гражданин Фёдоров Пётр Алексеевич самовольно залез в запертый тётей Клавой магазин и стянул бутылку палёной водки, которую и употребил, не отходя от кассы». Или «К сожалению, все мышки сдохли, поэтому наша схема лечения провалилась».

Полицейский протокол должен выглядеть примерно так:

Протокол№001

Я, Сотрудник Специализированой Роты, Полковник Полиции Отдела ДПС№0286, Зверков Николай Дмитриевич, доношу до вашего сведения информацию об обнулении водительского удостоверения гражданина, двигавшегося на БМВ Е39, Карпова Андрея Алексеевича, 30.05.2000. Данный гражданин нарушил Статью КоАП 3.15 часть 4. Гражданину был выписан штраф в размере 20.000 рублей, а так же было изъято водительское удостоверение.

Удостоверение изъято до 08.10.2022, после гражданин должен будет сдать заново на права.

(взято из Интернета)

То есть, полицейский протокол, как и сам полицейский, должен «носить форму». А форма есть форма, на неё лишние финтифлюшки навешивать строго запрещено.

Средства художественной выразительности - это что-то вроде красивостей, бантиков, рюшечек и прочих финтифлюшечек в одежде: где-то они совершенно неуместны, а где-то - обязательно должны быть. Красивости нужны не для передачи фактов, а для создания образов, вызывания эмоций у читателя.

Например, женщины вряд ли захотят носить нижнее бельё из грубой холщовой ткани, хотя свою функцию оно бы вполне выполняло. Но нет же, прекрасные дамы желают быть привлекательными, требуют кружева и прочие изыски - и того же ждут от любовных романов, где вполне уместно обилие прилагательных, уменьшительные формы слов, яркие образы и эмоциональные описания: «Она посмотрела на него долгим томным взором карих глаз, и он вспыхнул от страсти».

Однако средства художественной выразительности бывают столь же разнообразны, как и виды украшений в одежде. Есть совершенно стандартные фасоны, которые массово шьются на фабриках и носятся практически всеми - а значит не привлекают особого внимания, потому что примелькались, даже если поначалу были последним писком моды.

Например, драными джинсами нынче никого не удивишь, хотя лет тридцать-сорок назад на вас бы смотрели с недоумением, а бабушки на скамеечках могли и выговор сделать. Теперь же драные джинсы перестали быть этаким проявлением свободомыслия и бунтарства, их попросту перестали замечать.

Точно так же случается со словами и выражениями, которые звучат свежо и образно, пока они новенькие, недавно появившиеся в языке - как новый фасон в одежде. Они обращают на себя внимание, их начинают часто использовать (часто носить) - и вот уже чуть ли не все поголовно ходят в варёнках или в мини-юбках, и «новая мода» становится повседневностью.

Такие слова и выражения называются штампами: они вроде бы образные, но затёрты постоянным употреблением и не вызывают у читателя никаких эмоций. Например, приведённые выше «томный взор» и «вспыхнул от страсти» - это уже штампы.

Если штамп используется много-много поколений, то стирается настолько, что может превратиться во фразеологизм, то есть такое словосочетание, которое воспринимается всё целиком, как единая смысловая единица - и полностью теряет первоначальную образность.

Например, «быть под каблуком» - это довольно сильный образ, если в него вдуматься. Но обычно мы во фразеологизмы не вдумываемся, а просто вычленяем их смысл: «Он под каблуком у жены» означает слабого мужчину, во всём подчиняющегося жене.

При этом нельзя взять и произвольно поменять фразеологизм, не нарушив его смысл. Если вы скажете: «Он под шпилькой у жены», - собеседник может вас не понять. И уж точно споткнётся о непривычное выражение.

А некоторые фразеологизмы имеют в своём составе слова, которые нынешние носители языка и вовсе не понимают. Например, вы знаете, что такое «лепта» в выражении «внести свою лепту»? А откуда оно взялось?

Подсказка: оттуда же, откуда и «зарыть талант в землю». Кстати, «талант» тут на самом деле означает вовсе не «врождённые способности».

Фразеологизмы часто бывают архаичными, используют библейские образы или давно забытые реалии, потому что нужно очень много времени, чтобы смысл отдельных слов стёрся, и они перестали «разлепляться».

В языке фразеологизмы играют роль этакой фурнитуры - пуговиц, молний, декоративной строчки. По факту они не столько украшают, сколько выполняют некую функцию, передают смысл - и в этом они ближе к обычным словам.

Штампы - это украшения, лишённые оригинальности: все так ходят, внимания вы этим не привлечёте.

Поэтому самые ценные средства художественной выразительности - авторские. Они как одежда, сшитая на заказ или расшитая вручную и существующая в единственном экземпляре. Она может выглядеть довольно непритязательно, зато у вас есть полная гарантия, что вы не встретите человека, одетого точно так же. А значит, вы будете привлекать внимание.

Найти нечто новое, неизбитое - это непростая задача для автора. Мозг - штука весьма энергозатратная, поэтому в процессе эволюции научился экономить усилия и предпочитает прежде всего выдавать что-то, лежащее на поверхности и хорошо знакомое. Именно поэтому первыми в голову приходят штампы и фразеологизмы. Неопытные (или ленивые) авторы считают, что этого вполне достаточно - и получают бледный и невыразительный текст, каких уже миллионы.

Если вы хотите написать такой текст, который привлечёт внимание, то подумайте хорошенько, как его «одеть»: джинсы-футболка-кроссовки никого не заинтересуют.

С другой стороны, можно ведь и перестараться, навешав на себя все возможные украшения, да поярче, покрикливее. Внимание вы, конечно, привлечёте, но скорее с оттенком «что это за чучело?».

Вдумайтесь в само название: средства художественной выразительности.

Ещё раз: Средства. Художественной. Выразительности.

Средства - это приёмы, способы достижения чего-то, а не красивость ради красивости.

Художественный - это связанный с искусством, изящный, уникальный, а не предмет ширпотреба, продающийся на каждом углу.

Выразительность - это способность выражать чувство, эмоцию, состояние.

То есть, средства художественной выразительности - это способы красиво выразить мысль и одновременно вызвать некую эмоцию у читателя, этакая одёжка для голого смысла.

При этом один изящный, сделанный вручную бантик в нужном месте может произвести гораздо более сильный эффект, чем целая куча бантиков, купленных на Алиэкспрессе и налепленных куда попало.

PS Помимо штампов и фразеологизмов, в языке существуют и другие устойчивые выражения: от пословиц и поговорок до авторских фраз, ставших крылатыми - как, например, заголовок этого поста (кстати, вы наверняка знаете его автора).

Ну и в качестве иллюстрации несколько фоточек. На нижней - олимпийская форма команды Монголии.
Как видите, авторский дизайнерский стиль весьма наглядно показывает, что у человека в голове: форма намекает на содержание ))





фоточки совестливо стырены отсюда

Писательско-переводческое

Previous post Next post
Up