Что значит говорить с ребенком на равных

Feb 15, 2018 15:38

Это совет, который можно встретить у некоторых психологов. Его не просто бывает выполнить, потому что непонятно, что имеется ввиду.

Есть простая классификация групп состояний психики «родитель» - «взрослый» - «ребенок». Есть и множество других классификаций.

«Родитель» настаивает на соблюдении правил, обвиняет, осуждает, читает нотации. Его можно назвать голосом общества, персонифицированным в нас, как правило, в виде образа нашего собственного родителя.

«Ребенок» же шалит, капризничает, бесится, хочет играть, обниматься, драться, кусаться, прыгать, бегать и не сидеть на месте.

Упрощенно, «родитель» это «надо», а «ребенок» это «хочу».

В борьбе сущностей «родитель» и «ребенок» проходит жизнь каждого полноценного индивида. «Родитель» цивилизует дикаря «ребенка», чтобы он был способен жить в обществе. Ребенок дает энергию для действий.

В отличие от этих бессознательных структур, «Взрослый» - это наше сознательное «я». Он решает вопросы исходя не из животных устремлений и не из бессознательно усвоенных в детстве моральных норм. Он применяет логический аппарат, абстрактное мышление, соотносит одно с другим и принимает решения на рациональной основе.

Говорить с ребенком на равных означает аппелировать к его «взрослому», что можно делать уже с 2 лет. Понимая, что этот взрослый еще слабенький, но важно что эта структура психики уже есть и с ней уже можно взаимодействовать и подкреплять ее.

Дополнительная сложность в том, что согласно этой (выведенной на основании длительной практики) классификации Берна к «взрослому» имеет смысл обращаться только из своего состояния взрослого, а это не всегда бывает.

t.me/fifth_loop
Previous post Next post
Up