«Дело не только в системе. Дело в названии. Такая компания может стать всем, чем захочешь. Для нее нет ничего невозможного. Такое название звучит, как… Америка! МАКДОНАЛЬДС!!!»
к\ф «Основатель».
«МакДональдс», как и «Эппл», как и «Голливуд», красивая и правильная История. То есть, красивый и правильный «результат исследования человеческих отношений» (так древние греки понимали слово «история»). «МакДональдс», как и «Эппл», как и «Голливуд» часть экспансии социально-культурного кода американского общества. И с этим придется мириться до тех пор, пока русскоговорящее общество ни научится представлять свои истории, как локально, так и глобально.
Я помню начало 90-х. Бум видеосалонов и очереди в, только что открывшейся, «МакДональдс» на Пушкинской. В нем, как и в голливудских фильмах было что-то новое, интересное, необычное и манящее. Когда «МакДональдсов» стало несколько (в смысле, не один, но их можно было посчитать по пальцам), очереди исчезли, и страх перед чем-то не доступным пропал, посетителям открылась его демократичная (гадкое слово, тут я его применяю в значении «при отсутствии излишнего пафоса, выше среднего уровень обслуживания») природа и конечно кухня. Какая-то тоже… и простая… и не привычная…
«МакДональдс» полюбили. Там было уютно. В него всегда было к месту зайти и перед работой и в «рабочий полдень» и в «хард дейз найт». Проводить деловые встречи, справлять дни рождения детей, назначать свидания, и много еще чего. Но только после 2004 года мое «детское» отношение к «МакДональдсу» изменилось на осознанное. Так бывает с классической музыкой, когда какой-нибудь настоящий ценитель объяснит тебе, что, как и зачем нужно слушать в консерватории и других концертных залах, а равно и на записях.
Это случилось с прочтением книги Йеспера Кунде «Корпоративная религия», где одним из примеров был «МакДональдс». После этого любое его посещение превратилось для меня в ритуал, в котором я старался впитывать все от наблюдений до ощущений и атмосферы. Та самая «корпоративная религия» лилась отовсюду. Тогда у меня появилось желание «заглянуть за амвон». Посмотреть, хотя бы одним глазком, как там все устроено внутри. Прошло 14 лет.
Мне представилась возможность взять интервью у Анастасии Лозовой, которая не только прошла путь от «рабочего за кассой» до «заместителя директора ресторана», но, позднее все то, что она успела изучить, воплотила в создание «своего МакДональдса». А исследовательская работа ею была проделана колоссальная: «…Что там удивило больше всего? Это 800 страниц текста, с которыми нужно было ознакомиться. Это «Библия» (с политиками отношений, взаимодействий, коммуникаций)… Досконально прописана корпоративная этика. Взаимодействия между сотрудниками. Что можно, что нельзя. Взаимодействие между менеджером и его подчиненным. Какие способы связи приемлемы. Какую информацию можно передавать, какую нет. Порядок взаимодействия. Это все избавляет сотрудников от ненужных стрессов, когда они попадают в нештатную ситуацию. Тут нештатных ситуаций нет.
Когда ты приходишь, тебе кажется, что это какая-то секта. Настолько все работает, как машина. Все рубятся за результат. И у меня был этап, чуть больше полу года, когда я через себя пропустила все, что дает компания. У нее есть миссия. У нее есть ценности. И это не пустые слова, а все это воплощается в жизнь каждодневно.
Если компания говорит, что каждого сотрудника они ставят в углу компании, так это и делается. Каждый сотрудник имеет значение. Каждый сотрудник важен. Каждый сотрудник может быть услышан. Проводится политика открытых дверей. От сотрудников принимают предложения по изменению, улучшению работы. Вплоть до изменения меню. Конечно, все это проверяется и анализируется. И когда сотрудник это видит, он вовлекается. Пропитывается этой культурой…»
А еще Настя поделилась со мной книгой, которой нет в открытой продаже, но которую дают каждому новичку, устроившемуся в «МакДональдс». Книга основателя ресторана Рэя Крока, которая так и называется «МакДональдс. Как создавалась империя». Кроме того она же посоветовала фильм «Основатель» все про того же Крока. Я прочел книгу и посмотрел фильм за два дня. Как всегда, не вдаваясь в содержание, поделюсь впечатлениями и мыслями.
Прежде всего, это хороший пример «вписывания личных историй в глобальные контексты». История, начавшаяся с продажи бумажных стаканчиков, а позже миксеров, вышла на сеть ресторанов по всему миру со своей философией, историей и религией (слово, которое у древних латинян обозначало «объединение общими смыслами»). История о глобальной «секте» или «семье» предпринимателей (речь о владельцах франшизы), все из них находятся под внушительной защитой этих самых «философии, истории и религии» и экономической подели МакДональдса. «Ни один из наших ресторанов не потерпел краха… Мы просто такого не допустим, вмешаемся и возьмем управление на себя…»
Почему можно поставить знак равенство между МакДональдсом и словом «История»? Потому что это огромная исследовательская и образовательная работа с товарами, процессами, людьми… Кроме своего «Гамбургерского университета», в этой работе принимают участия научные исследовательские центры, федеральные образовательные институты.
Естественно такая история, рожденная и представленная американским обществом, не могла не начать влиять на само американское общество, как впоследствии и на весь мир. «Американцам еще предстоит многое узнать об эффективности «дипломатии гамбургера»…». Собственно все это и превращает историю «МакДональдса» в настоящую религию, с мифами, ритуалами и жертвоприношениями. «Я говорю о вере в МакДональдс» в религиозном смысле… Я верю в Бога, семью и МакДональдс, а когда на работе, в обратном порядке…»
Эта книга, как и фильм, прекрасные иллюстрации к моим семинарам и практикам по сторителлингу. Но вот, на что мне хотелось бы обратить внимание предпринимателей. Дальше будет цитата, по теме, которая несколько ретушируется в книге, но четко обозначена в фильме: «Вы не понимаете, что у вас за бизнес… Вы занимаетесь не продажей бургеров. Вы занимаетесь недвижимостью! Империю не построить, если получать 1.4 процента с 15 центового гамбургера. Ее можно построить, владея землей, на которой готовят популярный бургер. Вам следует заниматься скупкой земельных участков, их оборотом и выдачей под аренду франчайзи, которые по условиям договора могут арендовать участки только у вас. Так вы убьете двух зайцев. Во-первых, получите постоянный поток доходов. Деньги начнут приходить еще до закладки фундамента. Во-вторых, у вас будет большой капитал для расширения, что будет способствовать дальнейшему приобретению земли, что увеличит капитал для расширения и т.д… Земля… Вот, где золотая жила! Владеющий землей, контролирует ситуацию. Контролирует всех франчайзи. И банки и франчайзи будут в ваших руках…»
Империю нельзя построить, торгуя только гамбургерами. Это тоже про вписывание личных историй в глобальные контексты. А в конце небольшая личная история…
В 2005 году я работал в Кувейте, контролируя ведение строительного проекта. Работал вахтовым режимом. Месяц, полтора там, пару недель дома, и снова туда. На третью неделю вахты обязательно начиналась психологическая усталость, хотелось домой. Культурных развлечений для нашего человека в ортодоксальной мусульманской стране было не много. Я выбрал для себя разъезды на машине по городу (арабский колорит и все такое) и выезд за город в пустыню («на природу», как говорили местные).
И вот, в один из таких выездов, я качусь по прекрасному хайвею, кругом барханы, песок и ЛЭП. Но настроение и думы создают «сумеречное состояние души». Все за…бало, хочу домой к семье… И вдруг… Из за очередного песчаного холмика показалась… знакомая до боли желтая буква «М», в виде «золотых арок». Сердце мое застучало, а в душе «зазвучало птичье пение и распустился жасмин». Нога сама усилила давление на педаль акселератора и вот я уже на парковке. Захожу, подхожу к кассе. Все, как на Тверской или Добрынинской. Меню все на арабском, но мне переводчик не нужен, настолько все и так понятно. Я делаю привычный заказ. Сажусь… и долго смакую бургер, заедая его картошкой фри, запивая фантой со льдом.
Сидел я и ел не долго, глядя на окружавший все песок от края до края. Но, вышел другим человеком. Мне уже не казались такими неразрешимыми проблемы с поставщиками и рабочими. Мне не казалось невозможным получить оплату раньше, чем ее обещал заказчик. Мне вообще казалось, что я все могу.
Как будто на родине побывал…
Спасибо, Настя!
Спасибо, МакДональдс!
СпасиБОГ!