Ж. Помра «Красная шапка». Режиссер В. Печерникова. Театр на Таганке.

Jan 23, 2019 10:29

«Мать вышла на крыльцо проводить девочку и стала её напутствовать:
- С чужими, дочка, не разговаривай, с дороги не сворачивай.
- Не беспокойся, - ответила Красная Шапочка, попрощалась с матерью и отправилась через лес к дому, где жила бабушка…»
                                     Шарль Перро «Красная шапочка»

«Никогда не заговаривайте с незнакомцами»
                                    Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Для меня термин «детские спектакли» перестал существовать, после того, как я посмотрел в Лианозовском театре «Оскар и розовая дама» (для детей от пяти лет). Кто видел, тот понимает, о чем я. После этого я имел счастье много раз получать от «детских спектаклей» больше, чем от иных «взрослых». Поэтому, когда меня пригласили на «Красную шапку» в «на Таганке», я пошел без тени сомнений. Тем более, что режиссер Виктория Печерникова для меня, как «знак качества». Да и слово «шапка» в названии намекало на что-то не ортодоксальное.

Не буду сохранять интригу, открою все карты вначале. Ничего более необычного, одновременно погружающего и возносящего я не видел давно, а может быть и никогда.
Это такой сложно сочиненный текст (в смысле, от латинского «полотно»), что критикам будет сложно, если ни не возможно, определить жанр спектакля (ну да пусть почешут репу).
Сторителлинг, пантомима, театр мимики и жеста, театр теней, драматический театр все вплелось и разместилось в пространстве заученного, как молитва, сюжета про маленькую девочку и ее маму. А сквозь это еще и точно подобранный и составленный «саундтрек».

В описании спектаклей Виктории Печерниковой для меня одна проблема, не упустить чего-то из того, что достойно восхищения или просто доброго слова. Поэтому сразу по списку…
Разделить рассказчика и передаваемое им состояние, идея с большим потенциалом. Что-то похожее, я пробовал, когда рассказывал истории под аккомпанемент хореографии плей бэк театра. Но здесь это было в дистиллированном виде. Рассказчика убрали вовсе «за кадр», а две актрисы (красная шапочка и ее мама) представляли состояние героинь, передавая энергию текста. Первые пару минут возникает чувство неполноценности и надувательства («Где говорящие актеры, к которым мы привыкли?»), но, потом, если в тебе хоть немножечко есть «уважения к тексту» (термин сторителлинговский, означающий «стремление искать смысл во всем явленном»), ты начинаешь «втыкать», тебе это начинает нравиться до восхищения к середине представления.

И каким же громом среди ясного неба становиться произнесенное вслух, ни с того ни с сего, Красной шапочкой: «Я тебя не боюсь!..» Это она волку, которого, к слову и нет (он появляется только, как отражение в зеркале или, как тень). С этим «Я тебя не боюсь!..» как-то сразу успокаиваешься. Не за героиню. За себя. Ты словно вернулся в нормальную жизнь. На заре моей сторителлинговской юности была у меня идея заставить рассказывать истории о себе жриц модной индустрии, после прохождения по подиуму. Даже предложил это одному модельеру, но… не нашел понимания.

Если сказать пару слов «о чем?», то это о сложных отношениях мамы и дочки, на каковые имеют влияния мамы мам и серые волки. По сюжету конкретного представления разбросаны разные вопросы и загадки на эту тему. Но я сторителлер, я не хочу ничего разгадывать. Я хочу получать состояния. И одно из них меня накрыло особо. В эпизоде, когда мама звонит бабушке, в надежде услышать дочку, а никто не отвечает. Я вспомнил все свои долгие длинные гудки от не отвечающих детей. Меня охватила противная, ерзающая паника до учащенного сердцебиения. Я это пережил. «Пережил» в том смысле, что «эмоционально погрузился», «прожил заново и «остался живым». Как у них уж это получилось… не знаю…

В общем «Красная шапка» спектакль из того рода, который засядет в тебе и различными своими углами и выступами будет будоражить потом еще долго, напоминая творческому человеку о всех идеях, которые он еще не успел воплотить и генерируя новые. И если творчество вам не чуждо ( не важно, в бизнесе ли, в спорте, в политике, в искусстве или образовании) найдите афишу театра, отыщите в ней это легко запоминающееся название и сходите один или коллегиально. Будете потом долго Кирилл Палычу спасибо говорить.
А я в свою очередь скажу спасибо, Виктория!
Спасибо, Настя Колпикова и Юля Стожарова!
СпасиБог!

P.S. Пусть не совсем к месту, но чувствую, что не могу не проговорить того, о чем постеснялся сказать вначале. Ничего более эротичного, чем красиво и правильно двигающаяся черноволосая девушка в красном берете и темном платье, измазанном мукою, в туфлях на высоком каблуке, я не видел. А может быть, и не увижу…
Теперь… все.


Previous post Next post
Up