Для того чтобы полноценно говорить об элитарном образовании, нельзя обойти стороной философа Джона Локка (1632- 1704). Именно его труды оказали огромное влияние на английское элитарное образование. Главный его труд, посвященный воспитанию - «Мысли о воспитании». Как ни странно, эта примечательная работа в трехтомном собрании сочинений располагается в самом конце третьего тома, что, однако, нисколько не умаляет её значение.
Джентльмен - одновременно и аристократ, и предприниматель. Соответственно, подрастающий джентльмен должен носить в себе лучшие качества обоих.
Под лучшими качествами подразумевались храбрость, умение владеть собой, скромность, умеренность, благовоспитанность, щедрость, предусмотрительность и практичность. Также необходимым навыком являлось умение общаться с людьми и поддерживать разговор.
Особое значение придавалось физическому воспитанию. Джентльмен должен соблюдать режим дня, закаляться, жить в аскетичных условиях. А также заниматься спортом. В «джентльменские» виды спорта входили гимнастика, фехтование, плавание, верховая езда и танцы. «Джентльмены должны закалять своих детей так же, как это делают честные фермеры и зажиточные йомены», - пишет Локк. Йомен - наследственный мелкий земельный собственник.
Локк дает очень много советов, связанных со здоровьем человека. Среди них есть как актуальные (закалка), так и абсурдные, на наш современный взгляд (Локк считает вредными персики, сливы и английский виноград).
Для умственного воспитания Локк считал подходящими такие дисциплины как родной язык, арифметика, геометрия, география, законоведение, французский язык, история, бухгалтерия и музыка.
Немаловажным элементом воспитания являлся труд, который не только был способом приобретения независимости и практического ремесла, но и предупреждением лени и праздности.
«Я полагаю, что всякий признает разумным, чтобы его дети, пока они малы, смотрели на родителей как на своих господ, как на облеченных полнотою власти руководителей, по отношению к которым проявляли бы почтительный страх; а впоследствии, когда они подрастут, чтобы они видели в родителях самых лучших и единственно надежных друзей и, как таковых, любили бы и уважали их. Указанный мною путь является, если я не ошибаюсь, единственным, который может обеспечить достижение таких результатов», - пишет Локк.
Он считал, что для воспитания взрослой личности родители обязаны уметь не потакать прихотям ребенка, держать его в строгости. При непослушании - применять физические наказания (в меру, не увлекаясь), обращаться к понятиям чести и позора. Кстати, телесные наказания в Public schools были отменены в 1998 году, хотя, скорее всего, кое-где они еще сохранились.
Что ж, теперь поговорим об английском элитарном воспитании в современном мире. Одной из главных обителей элитарного образования являются Public schools (общественные школы).
Появились они в четырнадцатом веке и вплоть до семнадцатого представляли собой пансионы, в которых изучали преимущественно латинский и греческий язык. Такая школа была ориентирована на дальнейшее поступление в университет.
С семнадцатого до первой половины девятнадцатого века создается сеть Public schools, школы взаимодействуют между собой.
С середины девятнадцатого применяются реформы Т.Арнольда. Основой этих реформ является учение Джона Локка. Складывается образ Public schools.
С 60-х годов двадцатого века основой являются меритократические принципы - Паблик скулз якобы становятся доступны всем, они полностью открыты для внешнего мира. Однако, это не совсем так, потому что элитарное образование подразумевает ограниченный доступ. Может, они и стали более открыты (и лучшие (бабочки можно носить только старостам) итонские воспитанники даже могут выкладывать
подобные идиотские ролики), однако слишком многое скрыто от посторонних глаз и ушей.
Звездная девятка паблик скулз:
1. Уинчестер (Winchester College) (1382 год);
2. Итон (Eton College) (1441 год):
3. Шрусбери (Shrewsbury School) (1551 год);
4. Вестминстер (Westminster School) (1566 год);
5. Регби (Rugby School) (1567 год);
6. Харроу (Harrow School)(1571 год);
7. Школа св. Павла (St Paul's Girls' School)
8. Школа общества портных (Merchant Taylors School) (1561.);
9. Чартерхаус (Charterhouse) (1609)
Для примера обсудим Итонский колледж. В Англии есть такая поговорка: «Итон - «фабрика джентльменов»…
В Итон принимают на учебу с 13 лет, однако уже за несколько лет до этого нужно сдать определенные экзамены. Экзамены сдают как бюджетники (они есть, хоть их и мало + в некоторых случаях благодаря попечительскому совету есть возможность оплачивать учебу частично), так и обучающиеся на платной основе. Проходят они в несколько этапов.
Первый этап происходит в 11 лет:
· Тестирование (невербальное и вербальное мышление, сообразительность, математика, английский);
· Интервью - 15 минут (общий кругозор, социальные навыки);
· Рекомендательное письмо с предыдущего места учебы.
После этого ребенок получает «условное место».
Далее с 11 до 13 лет за ребенком ведется некоторое наблюдение:
· Наблюдение за развитием;
· Подготовка к вступительному тестированию (вне колледжа).
В 13 лет происходит вступительный экзамен, при котором оценивается знание математики, английского, французского и латыни. Проходят при этом конкурсе 250 человек из тысячи кандидатов из разных стран.
Что интересно, при поступлении новоиспеченному итонцу выдается словарь итонских терминов, которые он должен выучит. Например, по этому словарю преподаватель значится как «клюв». Кстати, преподаватели также обязаны знать этот новояз. Хотя, если быть точнее, то формировались все эти термины на протяжении очень долгого времени (веков, между прочим). Так, «перегородкой» (division), если мне не изменяет память, называется урок. Возникло это сленговое слово еще в средневековье, когда школярам приходилось обегать забор, чтобы попасть в другую часть помещения для следующего урока греческого или латинского языка.
Исписанная парта еще со времен средневековья...
Примерный распорядок дня Итона:
7:30 - подъем (8:30 - по воскресеньям), завтрак
8:35 - утренняя служба
9:00-9:40 - первый division
9:50-10:30 - второй division
10:40 -11:20 - третий division
11:20 - большая палата
11:45-12:25 - четвертый division
12:35-13:15 - пятый division (кроме субботы)
13:25 - обед
После обеда всегда есть какие-то мероприятия - 19:40 - ужин
20:20 - вечерняя молитва
21:30 - отбой (для блока F, где живут новички)
В Итоне классы делятся по возрастам. Всего их пять: С 13 до 18 лет. Обучаются в колледже 1300 учеников, 160 учителей с постоянной занятостью + приглашенные (музыка, живопись).
В 1-2-3 год - не больше 20 человек в классе. В 4-5 года - 10 человек в классе;
Как вам такое обучение? Хочется отметить, что учащиеся Итона полностью погружаются в учебу. Живя в средневековом здании, сидя за партами, исписанными их предшественниками-школярами еще в 15 веке, они должны чувствать некоторую преемственность, ответственность за будущее. Но, судя по всему, цели сегодняшней элиты, к сожалению, совсем не совпадают с целями народа.
1937 год. Учащиеся Итона рядом с обычными мальчишками.