Sep 13, 2011 13:47
Несколько мыслей на бегу:
1. Ни один показатель не отменяет здравый смысл. Все рассчитать не возможно, это лишь ориентир...
2. Конкретный набор показателей определяется в соответствии с поставленными целями и задачами (а не по ситуации, как часто бывает).
3. Цели и задачи компании должны быть представлены в виде иерархии, должны быть связаны друг с другом и согласованы. Иногда удобно использовать BSC (система сбалансированных показателей). Цели должны соответствовать стратегическим приоритетам.
4. Существует разбивка показателей по видам:
- стратегические, среднесрочные, оперативные
- по подсистемам: сбыт, снабжение, производство, финансы, качество, персонал и др штабные подсистемы
- по типу: эффективность, качество, время, пространство
- по типу: абсолютные, относительные
- по объекту: оборотные средства, мощности, персонал, финансы
5. Требования к любому показателю:
- Измеримость (определены источники данных, формулы расчета)
- Чистота (показатель должен измерять конкретную цель, если на значение показателя влияют другие факторы, не относящиеся к достижению данной цели, он не подходит, либо цель определена не корректно) Пример: когда для обучения персонала продажам ставят показатель увеличение объема продаж (обучение влияет только на развитие компетентности, а на продажи влияет большое количество дополнительных факторов).
- Сбалансированность - один показатель не должен противоречить другому (согласование на уровне целей). Пример: у одного подразделения показатель - сокращение срока процесса, у другого показатель - максимальное количество согласований в процессе (увеличивает срок) - такого рода системные конфликты интересов должны решаться руководством, а не исполнителями в ходе их работы.
- Приемственность, и полнота (показатели целей верхнего уровня и нижнего уровня связаны с каждым конкретным показателем не только по сути, но желательно и формулами) . Например, на верхнем уровне считаем количество яблок, а на нижнем килограммы - связь потеряна.
- Затраты на расчет не должны превышать выгоды от наличия показателя
- Имеется согласование со стороны ответственного и руководителя по формулам и конкретным значениям, есть процедуры согласования формул и процедуры согласования значений
- Показатель должен иметь оправданный и обоснованный коридор допустимых значений.
- Должны быть процедуры управления отклонениями и изменениями, если показатель не в норме (часто бывает, что показатель измерили, он плохой, а делать ничего не делаем)
- Ответственность за показатель должна быть согласована с ответственностью и полномочиями того, кто влияет на его достижение (часто бывает, что людям вменяется в ответственность показатель, на который они повлиять не могут - если это крайне необходимо, например для создания духа командности за общие показатели бизнеса, то как минимум, должны присутствовать инструменты командообразования, исключаться внутренняя конкуренция в любом виде).
- Необходимо понимать, какие возможности для формального выполнения и искаженного толкования есть у каждого показателя, выверять формулировки, формулы, порядок сбора информации.
Управление компанией