В Советском Союзе геополитика вплоть до 1980-х гг. считалась лженаукой, которая использовалась империалистическими государствами «для обоснования и пропаганды своей агрессивной политики» (см. определение геополитики в Большой Советской Энциклопедии). Такая резко негативная оценка связана с тем, что эта наука «в период между двумя мировыми войнами усиленно культивировалась в Германии» (там же).
Основоположником немецкой геополитики был Карл Хаусхофер, идеи которого легли в основу идеологии Третьего рейха. Геополитика использовалась как научное оправдание немецкого милитаризма и захватнических войн. Фашистам необходимо было скрыть свои истинные мотивы - захват новых колоний для достижения мирового господства. «…гитлеровский режим попытается обласкать Хаусхофера… дабы прикрыть “философским покровом” стремление к откровенной агрессии» - пишет Усачев И.Г. в Послесловии к сборнику работ Хаусхофера.
Так в чем же заключаются те идеи геополитики, которые взял на вооружение фашизм? Прежде всего, надо обратить внимание на то, что сам термин «геополитика» складывается из двух - «география» и «политика». Мысль соединить политику с географией, объяснить политические события в каком-либо государстве с точки зрения особенностей его географического положения, известна еще со времен Древней Греции. Из ученых нового времени, непосредственных предшественников Хаусхофера, можно назвать шведского пангерманиста Р. Челлена, английского географа Х. Маккиндера, американского адмирала А. Мэхена, немецкого географа Ф. Ратцеля. В своих теоретических построениях Хаусхофер во многом опирался на идеи этих своих предшественников.
Возьмем Ратцеля, который был ближе всех Хаусхоферу в силу того, что тоже был немцем. Ратцель считал, что жизнь и особенности развития какого-либо общества, а также его культура находятся в неразрывной связи с природными (географическими, ландшафтными, погодными и др.) условиями, в которых живет это общество. На этом принципе построена его антропогеография.
В своих работах Ратцель описывает модель мира, согласно которой люди, как и животные, постоянно находятся в состоянии борьбы за пространство, за существование. Он указывает на перенаселение в некоторых районах Земли, особенно в городах, где люди селятся друг над другом, в многоэтажных домах. Однако как отдельным людям, так и обществам и государствам в целом необходимы обширные пространства. Таким образом, более сильные, развитые, т.е. высшие народы захватывают и колонизируют более слабых, тем самым расширяя свое жизненное пространство и одновременно уничтожая независимость, а то и культуру захваченного народа.
Ратцель сравнивает государство с живым организмом, частями которого являются все земли, заселенные представителями данного народа. Потеряв одну из своих территорий, государство перестает быть полноценным, как человек, которому ампутировали руку или ногу. Граница государства - это его кожа. Границе геополитики придавали огромное значение. Так, например, Хаусхофер утверждал, что для полноценного самосознания какого-либо народа необходимо, чтобы все его жители знали границы своего государства. Он приводит в пример японцев, которые уже с детства в школе учатся рисовать свои острова.
Границы подвижны. Это отлично видно, если проследить изменения на карте Европы за достаточно длительный период времени, например за тысячу лет.
Мы видим, как государства растут, поглощают новые территории, потом распадаются и сами оказываются поглощены другими, более сильными соседями. Геополитики видели за этими процессами вечную неутихающую борьбу за существование. Хаусхофер, будучи истинным немцем, патриотом своей страны, с болью смотрел на ту раздробленность, которая веками царила на немецких землях. Он понимал, что если его представления верны, то это означает, что немецкий народ не обладает достаточной силой духа, чтобы организовалось сильное большое государство. Но Хаусхофер мечтал об этом воссоединении, более того, он хотел, чтобы Германия достигла мирового господства, доказала свою «избранность» и принадлежность к «высшим» расам.
Однако неправильно было бы утверждать, что Хаусхофер полностью находился под властью фашистской идеологии. Усачев говорит, что именно «Хаусхофер оказал сильное влияние на взгляды Гитлера, а не наоборот, и это подтверждают, например, “Застольные разговоры Гитлера”».
В нашей стране интерес к геополитике вырос после перестройки, когда мы отказались от построения государства всеобщей справедливости, где человек человеку был друг, товарищ и брат. В 1998 г. был создан «Институт геополитики профессора Дергачева», который через 10 лет был преобразован в сетевой некоммерческий проект (
http://dergachev.ru/). Еще один некоммерческий проект был создан Виталием Трофимовым-Трофимовым и его друзьями (
http://www.geopolitics.ru/). Наиболее активно идеи геополитики в России продвигает Александр Дугин, профессор МГУ. Он написал учебное пособие по курсу «Геополитика», которое печатается по решению кафедры Социологии Международных Отношений Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (
http://www.4pt.su/et/node/169).