8-9 июля в Варшаве прошёл саммит НАТО. По итогам саммита было принято заявление о том, что Россия
нарушила принципы Основополагающего Акта Россия-НАТО от 1997 года. Что это значит?
Вот так звучит
официальный текст заявления:
«Тогда как НАТО привержена своим международным обязательствам, Россия нарушает ценности, принципы и обязательства, на которых заждутся отношения НАТО и России, как изложено в Учредительном документе Совета евроатлантического партнерства 1997 года, Основополагающем акте Россия-НАТО 1997 года и Римской декларации 2002 года, подрывает доверие, занимающее центральное место в нашем сотрудничестве, и бросает вызов фундаментальным принципам глобальной и евроатлантической архитектуры безопасности».
Вообще, судя по тексту декларации, основной темой саммита стала Россия: слово «Россия» в ней встречается 54 раза - чаще всех остальных собственных имён, если не считать самих «НАТО» и «Североатлантический альянс». Например, ИГИЛ встречается только 12 раз. Это и не удивительно: НАТО изначально создавалось как антирусский блок (для «защиты» от России), таковым, по большому счету, и осталось.
Top-12 корней имён собственных:
337 НАТО
126 Североатлантическ
54 Росс
33 Украин
31 ООН
31 ЕС
27 Груз
20 БПРО
18 Уэльс
14 ОБСЕ
13 Лив
13 Ирак
Логика Акта 1997 года, если отбросить второстепенные детали типа консультаций, примерно такая:
1. Запад и Россия признают общие ценности, обобщённо называемые «демократией». В тексте Акта это звучит примерно
так: «признание жизненно важной роли, которую демократия, политический плюрализм, верховенство закона и уважение прав человека и гражданских свобод, а также развитие рыночной экономики играют в развитии общего процветания и всеобъемлющей безопасности». На практике, памятуя о Югославии, понятно, что речь идет о западной цивилизации и западных ценностях, когда сильный принуждает слабого рыночными методами, а если не получается, то ставится вопрос о нарушении прав человека и начинаются гуманитарные бомбардировки. Для России же эти общие ценности соответствуют идее «вхождения в Запад» на лучших или худших условиях (сегодня уже даже
Кудрину ясно, что худших).
На сегодня ключевая точка этой «демократии» понятна всем сторонам: присоединение Крыма. Для сомневающихся об этом написано прямым текстом в нынешней декларации. О том, что такая «демократия» прямо противоположна содержанию слова «демократия», тоже всем понятно: вспомним результаты референдума в Крыму. (Почему-то в голове возникает параллель, как НАТО, оказавшись в XVII веке, заявляет о непризнании Переяславской Рады и требует восстановить суверенитет Польши над восточными территориями).
Итак, Россия отказалась от такой «демократии». Правда, Россия еще не решила, как быть со своей европейской мечтой, но это уже другой вопрос.
Возвращаюсь к Акту 1997 года.
2. Поскольку Запад и Россия идут единым «демократическим» путем, значит, надо было заявить, что мы друзья. А значит, надо было как-то заверить Россию, что НАТО не угрожает ей. Тогда страны-члены НАТО подписались под тем, что «не имеют намерений, планов или причин» приближать к нам свои ядерные объекты (тогда не имели - сегодня могут иметь). Также они заявили, что «в нынешних [тогдашних] и обозримых условиях безопасности» НАТО не будет размещать в Европе новые существенные силы на постоянной основе. (В тех условиях безопасности - не стали бы. А в сегодняшних?)
3. В ответ на это Россия подписалась под тем, что расширение НАТО - личное дело самой НАТО и принимаемых в нее стран.
Логика России в чём-то понятна: пообещайте, что вы нам не угрожаете, и делайте что хотите. Это, мол, лучше, чем если вы будете это делать, ничего не пообещав. Эта логика быстро привела к приему в НАТО стран Балтии, а сейчас уже всерьез обсуждаются Грузия и Украина. И каждый раз наше руководство вспоминает, что когда-то давно было дано устное обещание, что НАТО не будет расширяться... И каждый раз НАТО заявляет, что всё это делается не с целью ущемить Россию. То же самое говорится и в нынешнем заявлении НАТО.
Итак, заявление НАТО означает, что Россия, сбавившая темп «вхождения в Европу на любых условиях», подорвала принципы нашей капитуляции, на которых строились отношения с 1997 по 2016 год. НАТО по-прежнему заявляет о своей приверженности тому Акту, но уже даже по тексту Акта понятно, что раз мы уже не идем тем путем, то теперь могут появиться и причины приближать к нам ядерное оружие, и намерение нацеливать его на нас, и планы ведения ядерной войны с Россией. В новых условиях можно также размещать и силы НАТО вблизи наших границ на постоянной основе.
После того, как НАТО окончательно расплюётся с Актом 1997 года (кстати, именно с тем самым Актом, которым Россия дала добро на расширение НАТО после окончания Холодной войны), Россия получит утешительный приз: она сможет снова протестовать против какого-нибудь очередного расширения.