С завидной настойчивостью слышу от знакомых, что человек отличается от животных тем, что умеет смеяться. Мол, именно в этом его человеческая сущность, а всякий там разум или что-то еще - это уже мелочи. И что открыл это аж сам Аристотель (что, конечно, уже само по себе значит, что это такая же непреложная истина, как и то, что у
мухи восемь ног).
Во-первых, заметим, что эта
ссылка на Аристотеля - не совсем честная. Там Аристотель обсуждал методологию классификации, а не собственно сущность человека. Например, в том же труде у него было, что «из всех животных только человек держится прямо». О существе же человека он говорил более определенно в более подходящих трудах, указывая на речь, разум и нравственные качества.
Далее, надо отметить, что отличает человека от животного не просто смех, а смех особый, связанный с чувством юмора. Исследователи отмечают, что есть два типа смеха -
смех тела и смех ума. Смех тела есть и у некоторых животных, например у крыс. А вот смех ума - присущ только человеку. Можно спорить о том, каково назначение этого смеха, но (с точки зрения интересущего нас здесь вопроса) понятно, что здесь не обходится без решения некоторой загадки, без обнаружения чего-то неожиданного. Гегель, например, «подошел к анализу остроумия как формы мышления». К мнению классиков можно добавить и субъективное наблюдение, что удовольствие, которое дает хорошая шутка, очень схоже с удовольствием от нахождения неожиданного решения интригующей задачи или от творческих находок.
Заметим, и в хороших шутках, и в «красивых решениях» всегда есть элемент неожиданности. Это не просто удовольствие от умственной работы. Это удовольствие именно от обнаружения неизвестного в известном. Современные представления в теории познании говорят, что ключевая черта человека, определяющая его выдающиеся когнитивные способности - это то, что мышление, да и весь человеческий язык,
основаны на метафорах. Именно эта способность дает нам и богатый язык, и мощное мышление, и поэззию, и неожиданные интеллектуальные находки, и чувство юмора. Кстати, впервые о метафоре заговорил
именно Аристотель.
Итого, выходит, что если всерьез говорить о способности к смеху как ключевой и отличительной черте человека, то фактически это просто разговоры на тему той самой черты, которая и дает официальное наименование, - «человек разумный». Черты, которую можно можно назвать и, например, так: способность находить аналогии и применять их.