В минувшие выходные обратила внимание на две новости в ленте. Навело на размышления.
(при цитировании просьба давать ссылку на источник, она в конце текста)
Достояние республики, или Женский вопрос
Rus.db.lv, 12 ноября 2012 г. 10:01
В свете тенденций латвийской демографии очень показательны озвученные на днях статистические данные о высокой женской занятости и снижении количества абортов. К рынку труда и динамике рождаемости они имеют самое непосредственное отношение.
Чего может ожидать народное хозяйство, если эти цифры таковы? Здесь есть и положительные, и отрицательные моменты. Несомненный плюс - в том, что даже при наличии довольно большого числа пенсионерок, безработных и молодых матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в Латвии, по данным Минблага, работают 70% женщин трудоспособного возраста. По словам госсекретаря министерства Иевы Яунземе, уровень трудовой занятости женщин в Латвии всегда был высок, "хотя и звучали консервативные мнения о том, где, будто бы, настоящее место женщины", пишет BNS.
"До сих пор уровень трудовой занятости женщин у нас - один из самых высоких в ЕС - 70%, учитывая, что велика часть женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком и учащихся", - сказала она.
Минблаг проводит такую политику, чтобы этот уровень не падал, подчеркнула госсекретарь.
"Мы не поддерживаем такой подход, что у женщины не должно быть собственных доходов, и будто кормильцем в семье является мужчина. Женщина должна быть очень образованной, и женский потенциал на рынке труда крайне необходим", - указала Яунземе.
Сложность латвийской демографической ситуации в том, что, если женщина вынуждена рассчитывать в материальном отношении только на себя, а не на помощь партнера (а сегодня у нас это зачастую именно так, независимо от того, зарегистрирован брак или нет), ей сложнее решиться на прибавление в семье. Очень немногие жительницы нашей страны зарабатывают достаточно, чтобы иметь возможность спокойно отдаться уходу за ребенком на первом году его жизни, не говоря уже о втором годе - ведь "материнская зарплата"* присутствует в кошельке молодой матери до достижения ребенком 12 месяцев, и лишь совсем недавно решено было повысить пособие по уходу за малышом от года до полутора лет с 30 латов до 100. Плюс проблема нехватки мест в детских садах... Здесь даже наличие стабильно зарабатывающего партнера мало что меняет: семье все равно приходится считаться с долгим периодом существования в условиях "урезанного финансирования".
Таким образом, у женщин детородного возраста перспектив очень мало: либо работать, более или менее прилично обеспечивая себя, либо родить ребенка, рискуя жить в условиях крайней нужды. Большинство, понятное дело, в такой ситуации предпочитают работу. Но те, кто не готов с этим мириться, выбирают более радикальное решение - эмиграцию. Они говорят: если этому государству не нужны мои дети, и мне все равно придется тяжело работать, лучше уеду туда, где за мой труд заплатят больше. Или: я все равно хочу детей, поэтому поеду туда, где пособия по материнству более вменяемые.
Удержать этих женщин в стране при существующей социальной системе совершенно невозможно, но самое худшее, что едут или наиболее предприимчивые, с образованием и опытом работы (откладывают деньги, учат на курсах иностранные языки), или самые молодые, чей возраст фертильности дольше. К сожалению, именно молоденькие девушки, оказавшись в ЕС, чаще становятся жертвами фиктивных браков с гражданами третьих стран**. Все это - звенья одной цепи обстоятельств, из-за которых Латвия лишается своего национального достояния - женщин детородного возраста.
Поэтому достаточно двусмысленно выглядят данные о том, что со времени восстановления независимости в Латвии, оказывается, число абортов сократилось втрое. Эту цифру озвучила, как сообщает все то же агентство BNS, президент Латвийской ассоциации гинекологов и акушеров Даце Матуле.
В 2011 году на 100 родов приходилось 38 абортов - в 2012 году их число может быть меньше, считает она. В 2011 году в Латвии было сделано 7089 искусственных абортов (в провальном 1994-м их было около 20 тысяч). Однако сокращение числа абортов объясняется отнюдь не тем, что женщины реже решаются на прерывание беременности. Просто очень многие женщины репродуктивного возраста уезжают из Латвии, признала Матуле. (Следует также помнить, что сейчас выросло поколение "демографического провала" - девушки, родившиеся в середине 90-х. Само это поколение просто численно меньше.)
В Латвии аборт стоит от 37 латов и примерно до 120 латов, и случаи, когда женщина не делает аборт потому, что у нее нет денег даже на эту процедуру, редки, сообщила Матуле. Таким образом, оправдываются предположения о непростом выборе: или ребенок и бедность, или работа и возможность себя прокормить. Если же в семье уже есть дети, этот выбор почти предсказуем.
К величайшему сожалению, проблему снова пытаются решить не с того конца: "держать и не пущать", создавая помехи желающим сделать аборт, вместо того, чтобы сделать более доступными радости материнства. Вместо того, чтобы предоставить семьям с маленькими детьми ощутимые налоговые льготы, снова муссируют морально-дидактические моменты, что в латвийских реалиях выглядит просто издевательством. Например, Национальное объединение предлагает соответствующие законодательные поправки. (К чести политиков, они бьются с Минфином и за другие меры улучшения демографии.)
Член правления Европейского объединения контрацепции и репродуктивного здоровья Кристина Гремзеле-Даниэлсоне заявила, что не поддерживает предложение Нацобъединения увеличить срок, предоставляемый женщине на раздумья перед тем, как сделать аборт: по ее словам, 95% женщин, приходящих к врачу, уже сделали выбор в пользу аборта, а принудительное ожидание может отрицательно сказаться на душевном здоровье женщины. По убеждению Гремзеле-Даниэлсоне, аборт не влияет на физическое здоровье несостоявшейся матери. Если же попытаться ограничить аборты законодательно, то их будут делать подпольно, что создаст опасность для здоровья и жизни клиенток.
* "Материнская зарплата" - это в Латвии пособие по уходу за ребенком, оно рассчитывается в размере среднего зарабокта матери за последний год перед выходом в декрет (но только с официальных, налогооблагаемых доходов, разумеется - и только той части доходов, с которой платился соцналог; так, например, авторские гонорары не учитываются, поскольку с них налог взимается только подоходный)
** Довольно многие гражданки Латвии, выехав в ЕС, за деньги либо в принудительном порядке вступают в фиктивные браки с пакистанцами и носителями гражданства других удаленных стран - тем требуется легальная возможность осесть в Европе, а нашими деушками движет желание поправить материальное положении или дремучая наивность. Многие такие невесты - провинциалки без образования, сироты, т.е. представительницы социально уязвимых групп населения. Новоявленные мужья часто отбирают у них паспорта, избивают, запирают, подвергают запугиванию и насилию. Если в таком браке появляются дети, то стоит женщине заявить о своем протесте официально, у нее нередко отнимают детей. Латвийские диппредставительства работают над этой проблемой, но реально сделать могут мало что.
Оригинал - тут:
http://rus.db.lv/nachalo/vse-novosti/dostojanie-respubliki-ili-zhenskij-vopros-48194