Наша главная проблема - вовсе не дураки с дорогами. Дураков везде не меньше, а качество дорог везде коррелирует с климатом. Другая проблема убивает людей и страну.
Леонид Юзефович недавно рассказал историю, прекрасно эту проблему иллюстрирующую. Но прежде другой пример. Вычитал о нём у
fish12a здесь. О том, как для съёмок фильма «Зулейха открывает глаза» улицу перед Казанским университетом забросали грязью. Грязи на этой улице не было ни в XIX веке, ни во время революции, ни в 30-х годах (о которых, как я понимаю, снимается фильм), ни после. Но вот русские люди решили снять правду жизни. И правда жизни у них - грязь. Которой не было. Но теперь будет. У всех в головах. С соответствующими далеко идущими выводами.
А теперь история от Юзефовича.
Два года назад рассказывал об этом молодым писателям в Ульяновске, а журналист записал. Абсолютно правдивая история.
У моей старой мамы умерла собака, которую она очень любила. Мы похоронили её под маминым окном, среди кустов. Мама жила на первом этаже и часто сидела у окна, смотрела на это место, и ей было важно, что её собака лежит здесь. Прошло года два, вдруг пришли какие-то люди с лопатами и стали копать землю возле могилы. Мама побежала к ним: «Что вы делаете?» Ей ответили, что здесь будет проходить газовая труба. Мама заплакала и спросила, нельзя ли сделать так, чтобы труба проходила не через могилу. Как это ни удивительно, мужчины прекратили работу и сказали: «Мы спросим у руководства». На следующий день к моей маме пришёл их начальник, молодой парень. Сообщил, что они пересмотрели чертежи и решили перенести трубу на два метра в сторону. В общем, могила осталась нетронутой.
Как-то я рассказал эту историю одной моей знакомой писательнице. Она спросила: «Ты не собираешься об этом писать?» - «Нет», - говорю. - «Слушай, а подари мне эту историю!» - «Конечно, бери». Через год читаю в «Новом мире» её рассказ. Начало - все как было: умирает собака, героиня хоронит её под окном. А дальше!.. Когда приходит время прокладывать газовую трубу, никто не идёт ей навстречу. Она сталкивается с чудовищным равнодушием, упирается в страшную бюрократическую систему.
Что я хочу сказать... Когда у старого одинокого человека умирает собака - это уже очень печально само по себе. И когда появляются эти рабочие и их начальник, которые ведут себя как нормальные хорошие люди, то что происходит? Они своей добротой оттеняют метафизическую печаль и безысходность этого момента человеческой жизни. А что сделала моя знакомая писательница? Она перевела трагедию в социальный план. Зло приобрело лицо чиновника, который воплощает собой неправильное устройство общества. Трагедия от этого перестала быть трагедией, стала публицистикой. Да и вообще - это просто неправда!