До того, как посмотреть фильм "Дуэлянт", я читал о нём только плохое. Претензий хватило бы на десять кинокартин. Теперь все "наезды" кажутся мне либо левыми, либо гнилыми.
Когда-то я писал об "Обитаемом острове" Бондарчука, что считаю его
настоящим и очень редким артхаусным блокбастером. Предлагаю прочесть ту рецензию - там слишком много мыслей, чтобы воспроизводить их по новой, и слишком много мыслей интересных, чтобы пройти мимо. Так вот: и в "Дуэлянте" желание сделать достойное произведение искусства явно прослеживается. Постарались и оператор, и художник-постановщик, и композитор, и конечно режиссёр. Всем хотелось не только сделать интересно, но и красиво. У них получилось. Что, однако, не все оценили.
Ещё один фильм я постоянно вспоминал, когда смотрел "Дуэлянта" - французский "Братство волка" с Моникой Белуччи и Марком Дакаскасом. Мне этот фильм очень понравился 15 лет назад и очень нравится до сих пор. Любопытно, что его наш зритель встретил гораздо более благосклонно, а дурацких вопросов практически не задавал. Думаю, всё дело в том, что к собственным фильмам наш зритель гораздо более капризен.
Интересно и красиво - это неплохо, но хорошо - это когда ещё и содержательно. И это создателям фильма удалось. Почему-то многочисленные критики прицепились к практически единственному фантастическому допущению фильма, изводя тонны байтов и бумаги, путаясь в том, почему героя то ли не берут пули, то ли всё-таки берут, и почему на этом месте сценаристы фильма и придуманная ими шаманка провалились. Господа, у сценаристов на этом месте и всё легко и изящно: герой с помощью совершённого над ним заклинания просто подружился с теорией вероятности. И я, кстати, знаю ещё одного такого "друга" - это Фандорин. Но не знаю ни одной претензии на этот счёт Акунину.
Другой объект придирок - историчность вообще и дуэли в частности. Всё, мол, было не так. Договорились до того, что и дуэлей считай не было. Для начала замечу, что история, по словам Дюма, это всего лишь гвоздь, на который вешаются романы. Романы, замечу, исторические. Историчности в "Дуэлянте" значительно больше, чем в романах Дюма. Романам Дюма это не вредило. Что же касается дуэлей, знает ли кто-нибудь сколько дуэльных историй было у Пушкина?.. Около 35! Пушкин просыпался и до сотни раз, упражняясь, стрелял по картам в стену. Он носил с собой пятикилограммовую трость, бросал её и поднимал, чтобы тренировать руку. По словам очевидцев, Пушкин на спор с 20 шагов легко попадал пулей в пулю. Один полковник, записной дуэлянт, с которым Пушкин стрелялся, сказал после того поэту: "Вы так же хорошо стоите под пулями, как и пишете".
Можно ещё долго разбирать разнообразные придирки, но надо, видимо, сказать пару слов об идее фильма.
Критики умудрились запутаться в трёх соснах крови, чести и титула. Если говорить очень упрощённо, люди когда-то разделились на тех, кто готов был не только убивать (на это многие были горазды), но и умирать ради своей выгоды, и тех, кто умирать был не готов, а готов был смириться со многим, ради того чтобы выжить (в конечном приближении - раб). Из первых позже возникла аристократия, которая и считала себя выше других именно потому что всегда готова была умереть. Эта способность переходила и развивалась, оттачиваясь, из поколения в поколения и подкреплялась соответствующим воспитанием и образованием. Понятно, что попасть в когорту людей, выращенных подобной генетической программой, растянутой на тысячелетия, было достаточно тяжело, а выпасть всё-таки гораздо проще, потому что в семье не без урода, но к уроду и относились соответственно. Именно про это реплики из фильма вроде "вопросы крови самые тонкие" или "сумасшедший, но дворянин". Именно поэтому брату Яковлева самозванец - свой, а выродок граф - чужой. Собственно, и весь фильм - про это.
Ах да, ещё была сцена в карете, которая так многим так сильно не понравилась. Это самая артхаусная сцена фильма, снималась она ради заключительных секунд с прижатыми лицами к стеклу - картина в кинокартине. С мотивацией у героев и там всё в полном порядке: ну а как должна была вести себя экзальтированная княжна в состоянии после шока, только что осознавшая, что человек не только смертен, но и смертен внезапно, а желания могут так никогда и не сбыться, как и чувства, которые не нужно беречь?.. Где-то по закону жанра это должно было случиться. Почему же не в карете?.. Можно лишь отметить, что исполнительница роли княжны хороша собой, как прекрасен весь фильм. Хочется постоянно делать стоп-кадры, чтобы любоваться насыщенными цветами и красотой Петербурга, его зданий и костюмов людей, его населяющих.