У
Пионера здесь народ резво обсуждает качество советской аудиотехники по сравнению с западной.
Вот и мои "пять копеек" на эту тему.
Как мне кажется, перед тем, как сравнивать, нужно разобраться, что мы, собственно, сравниваем. Аудиотехника бывает стационарной и переносной (возможно, есть и другое слово, но не вспоминается). В СССР делали очень неплохие магнитофоны: мой "бобинник" "Астра" первого класса выдавал отличное звучание с верхней границей в 22К, "Союз" и "Ростов" нулевого класса выдавали звук до 26К и 28К.
И стационарные кассетники были вполне на уровне. Но! Дизайн их был ужасен. И были они страшно неудобны. Мы как-то с другом в магазине пытались найти кнопку или рычаг, чтобы поднять кассетную крышечку в "Веге" (так, кажется, она называлась). После пяти минут усилий оказалось, что нужно просто взять ее пальцами, потянуть, подергать и вытащить. В то же время западная техника делалась, чтобы продаваться (а не чтобы "хорошо работать", что вторично) в условиях конкуренции и использовала новейшие достижения психологии и маркетинга. Житель Союза, к рекламе и другим подобным трюкам вообще не приученный, при отсутствии соответствующего иммунитета ходил и "капал слюной" на "кнопочки, которые срабатывают от прикосновения". Какое там качество.
Другой причиной "любви к иностранному" были поддерживаемые самим народом мифы о том, что "западное значит лучшее", рождавшиеся в ответ на неумелые попытки советской пропаганды доказать обратное, при том что реальная жизнь с пропагандой часто (не всегда!) расходилась.
Однако, вернемся к тому, с чего начинали. Будучи знакомым и с западной аудиотехникой не понаслышке, возьмусь утверждать, что лучшие западные стационарные аудиокомплексы советским не уступали, а скорее всего превосходили их. Но и стоили они во много раз дороже. То же, что хлынуло на российские прилавки с Запада в конце 80-х - начале 90-х, являлось дешевыми переносными системами, которые изначально задумывались как средство создания хорошего настроения у подростков на пикнике, а не как проигрыватели классической музыки с качественным звучанием. Технический контраст всего этого барахла с качественными советскими магнитофонами действительно поражал.
Итак, в Союзе могли и умели делать хорошую аудиотехнику, но о ее дизайне и удобстве пользования никто не думал. Многое, насколько мне известно, воровалось у Запада, после чего "рационализировалось" и лишалось в результате некоторых важных блоков (н-р, позволяющих легко находить неполадки). Запад мог создавать и создавал технику не хуже (а может даже и лучше), но и стоила она гораздо больше своих советских аналогов, так, что по отношению цены к качеству лучшие советские магнитофоны зарубежных наверняка превосходили.