Сегодня утром, рассказывая о том, как игроки отвечают на вопросы в Что?Где?Когда?, я забыл упомянуть идейных отцов и организаторов акции - Сергея Ефимова, замечательного редактора, автора вопросов, игрока и просто товарища (некоторые из тех, кто никогда не слышал этого имени, надеюсь, подключатся к ещё более интересной в жизни, чем по телевизору игре Что?Где?Когда? и будут встречать это имя очень часто), и его коллег, к сожалению мне лично не знакомых, по волгоградскому клубу ЧГК "Квинтел" - Юрия Воропаева и Михаила Певнева (подробнее о самой акции можно прочитать здесь).
Ну а теперь ещё один разбор очень красивого, на мой взгляд, вопроса.
Командам раздаётся следующая картинка:
Внимание, вопрос. Можно сказать, что “ИКС” на раздаточном материале тоже находится ТАМ. Назовите ИКС.
Зачёт: Китеж-град. Комментарий: “ТАМ” - это “под озером”. По одной из версий название Китеж-града происходит от слова “кИдош” - брошенное место. Слово “ИКС” на раздаточном материале располагается под озером. Сергей Городецкий написал о Китеже два стихотворения: “Озеро” и “Под озером”. Авторы вопроса: Александр Колышкин (Санкт-Петербург), Сергей Терентьев (Санкт-Петербург) Источники: 1. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/8393/ 2.https://ru.wikipedia.org/wiki/Китеж
Если мы послушаем взятие этого вопроса в хорошей (и даже средней) команде, мы услышим примерно следующее:
- Где ИКС на раздаче - в середине...перед запятой..под озером - точно, под озером. - Китеж! - брошенное место? Хм. От слова кинуть? Ладно, сдаем.
Иногда мы услышим и того меньше, если часть шагов происходят в голове одного человека. Непонятно, как они это делают. Если вы сядете играть с хорошей командой, вы этому не научитесь, потому что бОльшую часть мыслительного процесса мы не видим. Попробуем развернуть этот процесс
Для начала команда должна понять структуру вопроса. То есть понять, что автор нам рассказывает, и о чем умалчивает.
Посмотрим, что есть в этом вопросе:
1) Две замены, или как сказали бы математики "две неизвестные". ИКС всегда заменяет какое-то существительное (почти наверняка мужского рода), а "ТАМ" - какое-то обстоятельство места. Никто не заменит словом ИКСом глагол или словом ТАМ "пять часов утра". (в сильной, средней или хотя бы регулярно играющей команде это понимает каждый игрок самостоятельно. В начинающей команде есть смысл кому-то говорить это вслух)
2) некий поэт пишет о каком-то ИКСе.
3) Одно стихотворение об ИКСе называется "Озеро", а второе "ТАМ". Вывод отсюда: ИКС имеет какое-то отношение к озеру. ТАМ - это местоположение ИКСа, озера или еще как-то с ними связано.
4) нам сообщают происхождение слова ИКС. И не говорят на каком языке. Зачем-то автор нам это говорит? одно из двух Вывод: - либо слово ИКС фонетически похоже на что-то брошенное или синоним (покинутое?) - либо ИКС действительно кем-то брошен, покинут и т.п.
Почему мы делаем такие выводы? Потому что мы считаем, что автор вопроса не говорит ничего зря. Если он нам сообщает происхождение слова, значит оно имеет какое-то отношение к вопросу. Вообще, полезно - считать автора вопроса вменяемым и задумываться, зачем он говорит те или иные слова.
Все эти действия и выводы можно делать и в голове. Но даже в хорошей команде полезно проговаривать вслух свои логические выводы и догадки.
Если кто-то вслух скажет "ИКС какой-то брошенный, связан с озером", то у всей команды возникнет образ чего-то брошенного, связанного с озером и поэтического.
Игроки с могучей интуицией и образным мышлением берут вопрос уже здесь. Остальные работают дальше. Какие еще факты есть в вопросе?
5) текст не просто прочли, а раздали. Часто это означает, что важен не только текст, но и его визуальное оформление. Полезно - спросить "зачем здесь раздача".
6) В данном случае зачем раздача понятно - нам об этом говорят открытым текстом. Важно, где на раздаточном материале ИКС.
7) на раздаточном материале икс ТОЖЕ там. Слово ТОЖЕ очень важное. Вывод: не только на раздатке, но и в реальной жизни ИКС - ТАМ. Значит и название стихотворения "ТАМ" - это местнахождение ИКСа. Вообще полезно - цепляться к словам связкам типа "тоже", "в отличии", "как ни странно" и т.п.
С фактами разобрались. Какой из них нам легче всего покрутить? Тот что перед глазами. Где на раздаточном материале ИКС? Спросите это у команды, и получите несколько ответов - В середине. - на листке - после образа / рядом с образом - перед запятой - под озером и т.п.
Из всего этого сколько-нибудь интересны варианты "рядом с образом" (т.к. образ это еще и икона) или "под озером".
Подставляем оба, и "под озером" подходит очень неплохо - получается, что ИКСу посвящены стихи "Озеро" и "Под Озером".
Если мы в это верим, идем дальше и ищем такой ИКС которому это подходит. Какие объекты находящиеся под озером, мы знаем?
Если кто-нибудь в команде слышал про град Китеж, вероятно он его назовет.
Проверяем все факты - Китежу посвящены стихи? запросто могут быть - название Китеж означает брошенный? Тоже может быть, т.к. слово непонятное, и может происходить от глагола "кинуть".
Как видите, мы проверяем факты на правдоподобность. Даже очень хорошая команда не знает всех стихов Сергея Городецкого и происхождения всех слов. Но найдя ответ, мы можем проверить каждый факт на правдоподобность. Если все сходится, говорят, что ответ "щелкает".
Если все это произошло намного быстрее чем за минуту - успокойтесь, еще раз убедитесь, что у всех щелкает, выслушайте сомневающихся и отдыхайте. Свежий мозг пригодится для следующего вопроса.