По весьма оптимистичным прикидкам МВФ правительствам двенадцати самых больших государств ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) потребуется около 10 триллионов американских долларов для выхода из экономического кризиса. Бывший шеф-экономист МВФ Kenneth Rogoff идёт ещё дальше и предсказывает новые госдолги в объёме 15 триллионов $. Остаётся один, но важный вопрос: кто все эти долговые обязательства будет покупать?
В одном сейчас большинство мировых экономистов едино - последствия мирового кризиса 30-х можно было бы смягчить вбрасыванием денег в экономику. Чем сейчас мировые правительства дружно и занимаются. Но когда ты тратишь всё больше, а получаешь всё меньше, возникает долг, который в будущем кому-то придётся оплатить. А пока же долговой пузырь дуется себе довольный и уже раздулся за последние три года для вышеупомянутых государств на 86%.
В любом случае, о десяти ли триллионах идёт речь, о пятнадцати ли, их надо для начала где-то взять. В прошлом главными кредиторами являлись центральные банки и фонды стран экспортёров. Сырьё менялось на резаную бумагу. Но сейчас у них свои проблемы. А о частных хозяйствах и говорить нечего. Если предположить, что и гособлигации подчиняются рыночным законам, то затаривание рынка подобными бумагами неизбежно загонит проценты по ним в заоблачные дали, чтобы найти хоть каких-нибудь покупателей.
Но если пойдут вверх проценты по относительно надёжным государственным бумагам, туда же, только с ещё большей скоростью, отправятся проценты по менее надёжным займам. Риск стоит денег - ещё одно рыночное правило, о котором, в последнее время, с печальными для себя последствиями, начали забывать. Таким образом, получение денег для предприятий станет ещё сложнее и к тому же ещё дороже. Снижение инвестиций, однако, - последнее, что требуется экономике в кризисный период.
Гособлигации на биллионы долларов против необходимости кредитовать экономику? Результат запрограммирован: если у банка есть возможность вложить деньги да ещё и с большей рентабельностью в надёжное государство, зачем вкладывать их в ненадёжную экономику?
Итак, банки заигрались, государству пришлось спасать их деньгами налогоплательщиков, для чего пришлось залезть в долги. Эти долги банки обращают в свой немалый доход, который никоим образом не идёт на оплату долгов, повисших неподъёмным грузом на налогоплательщике и его потомках. Государство в свою очередь не может запретить банкам делать то, что они делают, ведь иначе некому будет покупать его, государства, бумаги. В чудесном мире мы живём, господа!..
Во всей этой истории центральные банки шаг за шагом выпускают из своих рук важные инструменты денежной политики. Для облегчения поступления капиталов конечному потребителю они могли бы в обычном случае опустить учётную ставку. Но что частник супротив биллионов гособлигаций? Так что этот эффект уже сейчас стремится к нулю. Ещё более важную роль играет учётная ставка в борьбе с растущей инфляцией. Но с банками, под завязку забитыми государственными ссудами, такие игры, а именно - повышение ставки, чреваты разрушением всей банковской системы.
Дело в том, что, покупая гособлигации, на одну часть собственных денег банк добавляет десять частей денег со стороны (плечо 10:1). Если разница между процентами по деньгам со стороны (центробанк, денежный рынок) и процентами по гособлигациям велика, бизнес оказывается весьма прибыльным. Длительность гособлигаций, однако, многократно превышает длительность контрактов по взятому взаймы чужому капиталу.
Повышает центральный банк ставку, капитал этот дорожает и государственные бумаги теряют в доходности. Превысит ставка номинальный процент гособлигаций - и выгодный бизнес превращается в убыток и расстройство. В ситуации, когда банки не могут найти новое финансирование, они вынуждены продавать. Предложение обгоняет спрос, цена облигаций падает, что заставляет другие банки, в свою очередь, выбрасывать бумаги на рынок.
Такая fire-sale окажется катастрофой и для государства, чьи кредитные расходы станут неподъёмными, и для банковской системы. Момент, когда этот финансовый пузырь лопнет, войдет в историю как конец экономической системы, как мы её знали. Чтобы всего этого не произошло, центральный банк не должен повышать учётную ставку. Когда все заявленные биллионы дойдут до реальной экономики и спровоцируют инфляцию, ему останется только наблюдать.
Чтобы не загонять проценты по госбумагам в высь, некоторые центробанки - в их числе и ФРС - начали сами покупать собственные облигации. При этом, впрочем, нарушается другой принцип денежной политики: государство не должно ссужать денег самому себе. Подобная практика известна из банановых республик и наказывается высокой инфляцией. Оснований предполагать, что в США или ещё где-либо подобного не случится, нет. Покупка ФРС собственных облигаций равнозначна включению денежного станка. Деньги эти оказываются в экономическом обороте без реального обеспечения и действуют инфляционно.
Кое-кому может даже показаться, что так оно всё и задумано. Рост инфляции "сожрёт" и государственные долги. Заплатят же те, кто сейчас ссужают эти государства деньгами.