Свой рассказ
о микеланджеловском Давиде я закончил фразой "В 1992 году какой-то сумасшедший ударил Давида по ноге молотком". Мой друг Rainaldo решил подробнее раскрыть тему "молотка сумасшедшего". Ему слово.
"Приключение"-то на самом деле забавнее, поучительнее и "детективнее" многих упомянутых выше. Означенный "сумасшедший" не просто "ударил молотком", но исхитрился в духе великих киношных авантюристов оттяпать статуе практически весь большой палец ноги - оставшись за этим занятием совершенно не замеченным. Хватились поздно, и оригинал пальца так до сих пор и не найден.
Относительным счастьем можно считать, что к тому времени уже давно существовал Институт Искусства (Istituto d'Arte) во Флоренции - расположенный в бывших королевских конюшнях (времён 1865-70 гг., когда в течение 5-ти лет до отвоевания Рима столицей объединённой Италии побывала Флоренция, заплатив за это снесённым еврейским гетто, помпезным центральным кварталом в пьемонтском стиле на его месте, и означенными придворными постройками - их легко найти на карте в виде идеального зелёного круга, своеобразной "точки" под раздувшимся восклицательным знаком Садов Боболи).
"Институтами", как известно, в мире зовутся средние специальные учебные заведения, как правило технического профиля (аналоги советских техникумов). Во флорентийском - действительно обучают невероятно большому перечню прикладных искусств и ремёсел, от ювелирных до театрально-оформительских. И наряду с этим на один из его факультетов с некоторых пор возложена уникальная миссия и эксклюзивное право: изготовлять точнейшие лицензионные копии всех скульптур, барельефов и т.п., которыми славится Италия. (Японцы, как водится, одни из главных заказчиков, хотя мы помним и с чего, задолго до этого, начинался московский Пушкинский музей.)
Друзья мне устраивали уникальные "экскурсии" (недоступные пока, к сожалению, туристам), демонстрировали два разных метода отливок (с использованием для изготовления форм-матриц либо старинных, либо современных композитных технологий), на моих видео- и фотоплёнках осталось это уникальное и грандиозное место, где глаза разбегаются от "артистичного хаоса" скульптур со всей Италии! В некотором роде в моей памяти оно даже в чём-то соперничает с Музеем Академии (тоже ведь когда-то вполне учебного по учредительным целям, а ныне моего любимого музея Флоренции).
И на видном месте там, в Иституто д'Арте, можно найти "ещё одну" (плюс к трём всем известным во Флоренции) статую микеланджелевского Давида, а под ней... ещё и копию того самого пальца! Да-да, "легитимно" восстановить украденный большой палец ноги представлялось возможным, только воспользовавшись его самой точной копией. Гиды и работники музея этого факта (несколько противоречащего канонам подлинности в реставрации, но сохранившего для нас впечатление без изъяна), конечно, не афишируют, и разглядеть сочленение виртуозного стыка можно, лишь заранее зная о нём...