Вчера в газете "
Спорт. День за днем" вышла моя колонка о конфликте в российском биатлоне между спортсменами и тренерами с одной стороны и президентом федерации Тихоновым с другой. А также статья, посвященная взгляду на этот конфликт с немецкой стороны.
Те, кого интересуют редакторские версии (в данном случае довольно сильно сокращенные), могут найти их на сайте газеты:
По законам физики... и
«Наши» и «не наши».
Авторские версии я, как обычно выкладываю здесь. Сначала колонка.
По законам физики...
Одна интернет-знакомая (это была
lady_aphina) спросила моего мнения о том, что сейчас творится в нашей биатлонной команде в связи со скандалами с Тихоновым. Отказать леди, да еще в канун Нового года не пристало, но что ответить-то? Отвечать нужно по возможности правду, а поэтому остается мне лишь сразу признаться - да, я тоже не понимаю, что сейчас творится в нашей биатлонной команде.
Я внимательно читал и рассуждения одной стороны, и объяснения другой - а не складывается картинка: увертки одни, сплошные недоговоренности. Ознакомился я и высказываниями третих лиц. Наиболее адекватную, как мне кажется, оценку происходящему дал Леонид Тягачев: "Бардак! Бардак! Заср...ли биатлон!". Информации для нормального анализа явно недостаточно. Впрочем, кое-какими своими соображениями я поделиться рискну. Ну и что, что просто, зато с толикой психологизма. Заодно и обещание даме выполню.
В конце 90-х годов в российком биатлоне (да и не только в нем) сложилась кризисная ситуация. Старое "советское" поколение - на излете, новое - профукали в период развала страны. А самое главное - потеряно всякое влияние на международные спортивные организации. Над спортсменами российскими за рубежом измываются как хотят (достаточно вспомнить события Олимпиады в Солт-Лейк-Сити), а поделать российские чиновники от спорта ничего не могут. Срочно востребованным оказался пост кризисного менеджера - и такой менеджер в российском биатлоне нашелся - Тихонов.
Он кометой взлетел на самые верхи IBU (это я не ругаюсь, это так Международный Союз Биатлонистов называется), навел там шороху, наладил сеть международных контактов, нашел спонсоров для сборной, какой-никакой но порядок навел в российском биатлоне. Вот только "чрезвычайщина" и "аврал" хороши в кризисе, а ситуация, в том числе и заботами Тихонова, начала потихоньку выправляться, а следовательно и недовольство его по-прежнему резкими амбициозными действиями начало расти.
Что больше всего нетерпит взрослый сложившийся человек? Более всего взрослый сложившийся человек нетерпит, когда другой человек начинает учить его жизни. То есть этот другой не просто лезит как бы не свое дело, но еще и априори считает себя более знающим и умным. Как такое стерпеть? А Тихонов, судя по многочисленным интервью, включая интервью с самим Тихоновым, учил жизни всех: спортсменов - как им готовиться и выступать, тренеров - как им тренировать... И ведь не проигнорируешь: добился человек за свою спортивную карьеру дай бог каждому, к тому же начальник. Всех Тихонов учил - и всех достал. Да так, что деньгами и карьерой люди пожертвовать готовы, лишь бы его убрать.
Ну а тут пост-олимпийский год подвернулся: иных уж нет, а те далече, да и вообще есть время поиграть в политику. Самое время грянуть грому. Он и грянул. Но наш главный герой шит не лыком, проявил смекалку, противников обошел, у власти остался. Ему бы сконцентрироваться на делах международных, да не хочет он: и скушно, да и влияние совсем не то станет. Ему бы в крайнем случае зама-дипломата подыскать, но сработается ли Тихонов с кем-нибудь? И сработается ли кто-нибудь с ним? В общем, крышку бурлящего котла на время прижали, но котел бурлит, давление растет. Так что по всем законам физики...
Бардак? Бардак... Заср...ли биатлон.
А теперь "взгляд со стороны".
«Наши» и «не наши»
Завершились соревнования биатлонистов в рамках этапа Кубка мира в Оберхофе. Немецкие спортсмены своих болельщиков не порадовали, а потому местная спортивная пресса в эти дни писала больше не о самих гонках, а о взаимотношениях российских биатлонистов с Тихоновым и его командой, а также со спонсорами.
Немцы Россию знают и понимают плохо, поэтому, как и в политических текстах о России, комментаторы были склонны все упрощать и приводить к общепринятым на Западе шаблонам. Рассмотрим типичную статью. Опубликовано еще в прошлом году в одной из крупнейших общегерманских газет - "Sueddeutsche Zeitung". Название - "Запоздавшая революция". Сложившаяся в российком биатлоне ситуация в статье сравнивается с переменами после развала СССР - для немцев, разумеется, очевидно прекрасными и однозначно позитивными.
В каждом пригодном для подачи потребителю конфликте по законам жанра должны присутствовать "наши", те что за свободу, демократию, и против Советского Союза, и "ненаши", у которых все наоборот. В числе "ненаших" один Тихонов, зато какой - тиран и деспот. Заодно и коррупционер, куда в России без этого? Ремарка: ни одна статья о России на Западе без слова "коррупция" не обходится; не обошлась и эта.
В качестве оправдания авторитарного стиля правления приводятся "спортивные успехи". Оправдание с точки зрения немецкой прессы явно гнилое.
Число "наших" - легион, и список требований у них длиннен. Итак, на что же в данном списке делают упор немцы: биатлонисты желают отчислений от доходов по рекламе, хотят знать сколько денег за что полагается, причем письменно, требуют разрешения на частные спонсорские контракты и создания атлетической комиссии. Структуры в федерации должны быть модернизированы, посты и задачи - оптимированы. В общем всё, по мнению газеты, "самособойразумеющиеся" вещи. Особенно немцы радеют за пункт из списка под названием "Свобода мнений". Они всегда знали, что в тоталитарной России с этим большие проблемы, ну а тут еще и подтверждение подоспело.
Знаковым для немецкого журналиста событием выглядит обращение нового поколения "борцов за свободу" за помощью к "бунтарям против советского спорта времен Перестройки" - Фетисову и Третьяку.
Победу в эстафете своих новых героев с нашивками частных спонсоров на шапках и с заклеенными нашивками спонсора федерации, германская пресса встречает с плохо скрываемым восторгом.