Прогрессив-метал : King Diamond : The Eye (1990)

May 23, 2006 09:05

"Евровидение-2006", как известно, завершилось победой "рокеров" из Финляндии. Слово "рокеров" взято в кавычки, ибо играли финны типичный trash-pop. Не станем, однако, углубляться в конкурсные подробности - обзорная статья уже написана и ждет публикации в "Русском журнале". Воспользуемся случаем и поговорим о настоящем прог-металлисте, чья маска, кстати, похожа на маску солиста Lordi. Поговорим о Киме Петерссоне, всему миру известному под именем King Diamond.



"Когда под пионерами прогрессив-метала "чистой воды" - без примесей - подразумевают Fates Warning, почему-то забывают про Mercyful Fate/King Diamond. Тем более, что прогрессив американцев из штата Кентукки зиждется не на традиционно классических, как у датчан, структурах, а на хардроково-Rushевских. Таким образом, не забывая о том, что настоящими пионерами металлического прогрессива были Black Sabbath 1973-78 годов, мы имеем в качестве первых их последователей коллектив, вынесенный в заголовок.

Два первых альбома конгломерата (1983, 1984), одинаковых по качеству, сразу же получили резонанс во многих странах. Возможно, благодаря имиджу группы, которая пошла по стопам Genesis и устраивала на своих концертах настоящие спектакли. Уровень их постановки рос параллельно с музыкальным уровнем ансамбля и достиг своего пика в 1988-89 годах. Кинг Даймонд, этот Габриэль 80-х, в своем театре обошел даже знаменитого шоумена Alice Cooper, а когда Gene Simmons из Kiss заявляет, что Кинг "украл"(?!) у него маску, вспоминаешь басню Крылова "Слон и Моська"...

Вокал самого Кинга Даймонда - это вообще отдельная книга. Такого голосового разнообразия до сих пор не встречалось нигде. Его пьесы полны мифических персонажей, которые плачут, смеются, постоянно вступают в диалоги и так далее. Даймонд "представляет" их всех и каждого в отдельности, и даже с трудом верится, что на альбомах поет один-единственный человек. Тональные голосовые оттенки разнообразны, как мозаика в калейдоскопе, а уж диапазон Даймонда, кажется, вмещает в себя три октавы.

Дилогия "Them"/"Conspiracy", подчиненная единой концепции эпопея с прологом, развитием, кульминацией и эпилогом в образе нетипичного инструментала "Кремация", сделала из King Diamond мировую звезду первой величины. Как ни странно, эти сложнейшие альбомы попали даже в хит-парад "Billboard", журнала, где обычно размещаются модные проекты типа Nirvana или Stone Temple Pilots. Дилогия - это готический роман про... детство Кинга в одной из его "прошлых" жизней. Действие происходит в старинном особняке Кингова семейства вдали от цивилизации. Особняк полон призраков, эльфов, гномов и тому подобных невидимых существ. "Them" начинается с того, что вся эта нечисть судачит между собой о бабке Кинга, которая пропала много лет тому назад. Все думали, что она умерла (и правильно думали), но вдруг старуха объявляется в особняке, и из тихого злорадства нечисти в интро альбома становится ясно, что она уже давно заложила душу дьяволу, и все эти злые призраки радуются ее, ожидаемому ими, возвращению с того света: "Наша теплая компания снова вместе, и мы теперь покажем этому семейству!". Кинг каким-то внутренним чувством осознает весь ужас бабкиного появления, и на слова матери "Ну обними же свою бабушку, Кинг!" реагирует диким страхом и побегом в свою комнату. Бабка видит в мальчишке реальную угрозу ее темным замыслам и всячески способствует тому, чтобы того признали психически больным. Узнав о том, что Кинг слышит "голоса" нечисти, врач, естественно, "ставит" ему диагноз. Пацан изолирован, и старой ведьме уже никто не мешает отправить на тот свет любимую младшую сестренку Кинга Мисси, после чего бабка отдает концы вторично - уже на глазах у всех. CD-версия "Them" содержит в эпилоге коротенькую заставку "Телефонный звонок" (на LP ее нет). Кинг снимает трубку и слышит голос помершей бабульки: "Я и до тебя доберусь!". Дрожащим голосом мальчишка шепчет: "Бабушка, но ты же умерла!". В ответ - тихий злорадный смех...

Вторая часть дилогии "Conspiracy" начинается с причитаний тоскующего по умершей сестренке Кинга. Он зовет ее с того света и в итоге всех переживаний действительно сходит с ума. Его помещают в приют для умалишенных, но тут лечащий доктор вроде начинает прозревать, он становится свидетелем появления в палате привидения старухи, но уже поздно, так как Кинг теперь болен на самом деле. Новые козни ведьмы только добивают его, а вместе с ним и все проклятое семейство. Всем понятно, что в "Кремации" гроб с телом Кинга сжигают.

Вся эта страшная сказка прошла по сценам мира в ходе турне 1989 года со всеми необходимыми для темы атрибутами: специальным оформлением сцены, переодетыми приглашенными актерами, пиротехникой и натуральным сожжением пустого гроба. Глубина и напряженность сюжета под стать Стоккеровскому "Дракуле" и похлеще "Франкенштейна" Мэри Шелли. Музыка просто фантастически непредсказуемая, в каждой вещи по нескольку десятков различных аранжировок. Гитарные пассажи - классического характера, а акустические партии - кристальной чистоты. Превосходно работают клавишные Роберта Фалькао. Крутейший эпический прогрессив-метал датчан, к тому же прекрасно театрализованный, из современных групп пока не превзошел никто.

Альбом "Глаз" 1990 года повествует уже о реальных событиях 17 века с реальными же персонажами. Здесь рассказывается о страшной судьбе 18-летней девушки, которую инквизиция объявила ведьмой. Перед тем, как отправить ее на костер, главный обвинитель, влиятельное церковное лицо, изнасиловал несчастную... Какого бы вероисповедания ни придерживался Кинг Даймонд (да и любой человек), главное - это его мысли и поступки, порождаемые этими мыслями, которые первичны. И если поступки человека совпадают с общечеловеческими ценностями, а творчество социально и направлено против зла, значит, с головой у него все в порядке. В этом полном противоречий мире дело вовсе не в имидже, не в профессии, не в религии..."



1. The Eye Of The Witch - 3.47

"Мы знакомимся с лирическим героем. Единственное, что мы узнаем, - это то, что он владеет ожерельем под названием «Око ведьмы», которое, помимо воли, уносит его в прошлое."

2. The Trial - 5.13

"Мы оказываемся на суде над Жанной Дибассон, обвиняемой в ведьмовстве и сожительстве с дьяволом. Чтобы вырвать признание, ее пытают раскаленными щипцами и колют иглами, главный обвинитель насилует ее в темнице, однако Жанна продолжает утверждать, что она никому не причинила вреда и что у суда нет доказательств. Тем не менее, все эти «служители Бога» признают ее ведьмой."

3. Burn - 3.43

"Нет доказательств, есть доказательства - какая разница? Приговор один - сожжение на костре. Толпа радостно скандирует: «Гори в ночи, сатанинское отродье». После казни остается только ее ожерелье."

4. Two Little Girls - 2.41

"Жуткая композиция, построенная на игре на клавишных. На том месте, где сжигают ведьм, играются две девочки. Одна из них находит «Око ведьмы», странное ожерелье с амулетом в виде глаза, на котором сидит крылатый демон (смотрите обложку), а вторая, желая получить его себе, заглядывает внутрь и видит там нечто страшное."

5. Into The Convent - 4.48

"Мы знакомимся с Мадлен, грешницей, решающей уйти в монастырь. Ее приветствует капеллан, отец Давид. Не знаю, какие грехи были на счету у Мадлен, но во время причастия отец приказывает ей полностью раздеться. В ту же ночь она находит у себя на полу «Око» и надевает его себе на шею. Увидев ожерелье, отец Давид лишается чувств и, видимо, умирает."

6. Father Picard - 3.20

"В монастырь прибывает новый капеллан, отец Пикар. Он сразу же заявляет, что отныне все в общине пойдет по-другому. В вино для причастия он бросает какой-то белый порошок, который возбуждает в монашках похоть и позволяет священнику контролировать их действия и заниматься с ними всеми непотребствами, которые только могут прийти ему в голову. Весьма примечательно, что Кинг Даймонд снова не говорит о сексе напрямую, хотя мы все и сами понимаем."

7. Behind These Walls - 3.46

"Мадлен прогуливается по саду и пытается вспомнить, что происходит в стенах монастыря. Крики, вино… А что же еще?"

8. The Meetings - 4.31

"Мы узнаем о том, что Пикар организовал целую секту, которая среди ночи приносит в жертву маленьких детей, повторяя распятие Христа."

9. Insanity (instr.) - 3.01

"Грустный инструментал, показывающий, видимо, состояние Мадлен, постепенно погружающейся в безумие."

10. 1642 Imprisonment - 3.31

"Наконец-то хоть какая-то дата. В Европе чума, Пикар заболел и должен умереть, монашки одна за другой признаются в том, что одержимы дьяволом, а Мадлен оказалась в тюрьме, где, видимо, и умерла."

11. The Curse - 5.44

"Мы возвращаемся к началу. Нам не говорят точно, кому в конце концов досталось ожерелье, но этот человек получает от него силу увидеть те события, с которыми оно связано. Это дар, но в то же время это и проклятие."

(*) Музыка King Diamond сложна для неподготовленного слушателя. Рекомендую начать с позиций 1, 4, 7 и 9.

прогрессив-метал, прог-рок, умная музыка

Previous post Next post
Up