«...Кириллическая письменность - это основа нашего культурного кода.»

Dec 01, 2022 19:38

.
Член Комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Цеков (председатель Русской общины Крыма) и член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ольга Ковитиди 1 декабря внесли в нижнюю палату парламента законопроект об установлении запрета на использование в рекламных материалах символов из любых алфавитов, кроме кириллического.

"Проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О рекламе» (далее - законопроект) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-Ф3 «О рекламе» с целью установления запрета на использование в рекламе алфавитов, созданных не на графической основе кириллицы, за исключением указания фирменных наименований и товарных знаков, прошедших государственную регистрацию. Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 1 июня 2005 года № 53-Ф3 «О государственном языке в Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе. Однако в настоящее время в российской рекламной среде преобладают иноязычные элементы. Нередко русское название передаётся полностью латиницей, встречаются примеры слов, в которых происходит замена части букв кириллического алфавита буквами латинского алфавита. При этом графический и фонетический облик русского слова искажается. Принадлежность к обществу и культуре определяется, в первую очередь, языком и письменностью. Через графику текста человек осознаёт, к какой культуре он относится, шрифт становится «стержнем» культурного кода. Внешний вид текста оказывается связанным с его содержанием. Кириллическая письменность - это основа нашего культурного кода, которая даёт возможность сохранить самобытность в условиях активного продвижения мировой массовой культуры. Защита кириллицы важна для сохранения целостности российского государства. Зрительное опознавание знаков привычного кириллического алфавита играет объединяющую роль в социуме. Результат воздействия рекламы на общество не ограничивается регулированием потребительского поведения людей. Реклама способна оказать культурное и социальное воздействие на потребителя и на общество. Особенно сильно влияет реклама на сознание молодёжи. Искажение путём замены кириллического алфавита латинским влияет на понимание русского слова и русской речи в целом. Это способствует неправильному восприятию у молодежи культуры родного языка, а также искажению разговорной речи. Следует отметить, что в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», в Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами. Данная норма отражает чёткую позицию федерального законодательства при формировании основополагающих принципов, направленных на сплочение всех субъектов Российской Федерации в сложный для нашей страны период. Проблема очищения литературного русского языка от избыточных заимствований постоянно обсуждается на всех уровнях органов власти. Принятие данного законопроекта позволит защитить использование кириллического письма в рекламной среде, являющейся публичной", - гласит пояснительная записка к законопроекту.

Журналисты тут же бросились задавать вопросы по поводу символов Z и V. Соавторы законопроекта дали необходимые разъяснения.

Ковитиди в интервью "Подъёму": "Буквы Z, V и, кстати, O - неофициальные символы, которые получили распространение после начала специальной военной операции. Эти латинские буквы наносятся на технику, однако официальными воинскими символами они не являются, как и не являются элементами рекламы. Применение их в социальной рекламе совершенно не противоречит нашему законопроекту, поскольку он в первую очередь направлен на урегулирование текста рекламы в коммерческой среде. Поэтому нельзя сказать, что этот законопроект запретит использование знаков Z, V и O в качестве символов в борьбе с нацизмом".

Цеков в интервью Daily Storm: "Буквы V и Z - это тема для обсуждения. Но это не реклама! V и Z являются обозначением конкретной какой-то ситуации, мероприятий, которые осуществляются на данный момент. Откровенно, мы бы хотели видеть какие-то другие обозначения нашей нынешней специальной военной операции (СВО). Но так получилось. Просто, мне кажется, многие не задумывались над тем, как обозначать то, что происходит на сегодняшний момент. Надеемся, что сейчас или в последующем задумаются".

Сергей Павлович назвал латиницу "алфавитом враждебных для нас государств" ("Англия, Америка - это враждебные абсолютно нам государства, но мы при этом используем их алфавит. Мы считаем, что необходимости в этом абсолютно нет") и подчеркнул: "Мы считаем, что наш алфавит, язык и наша реклама должны быть на основе кириллицы. В России мы иногда говорим о запрете иностранных слов, но они же могут быть и на основе кириллического алфавита, и на основе латиницы. Для нас, крымчан, [родная кириллица] - это всё равно что герб, что флаг. Никто же собирается их подменять. Соответственно, не надо подменять и наш российский алфавит. А кириллица является основой языков всех народов, проживающих на территории РФ".

В беседе с Газетой.Ru сенатор Цеков добавил: "У нас засилье иностранщины, у нас сплошь и рядом появляются иностранные слова, которые засоряют наш язык и принижают его и языки национальных меньшинств. Мы используем иностранные языки государств, которые являются недружественными, а, откровенно сказать, врагами России, прежде всего Англии и США. Язык - это код страны как таковой, код национальности, поэтому, по мнению фактически всего Крыма, чтобы избавиться от этой иностранщины на наших вывесках, реклама как таковая должна быть только на кириллице. Мы заявляем этим законопроектом, что мы защищаем не просто русский язык, мы защищаем кириллицу как основу русского языка. Я думаю, что этот законопроект должен был появиться 10, 20, 30 лет назад, потому что наша страна говорит на русском языке, это государственный язык. Все наши республики и все регионы РФ тоже общаются в основном на русском языке, понятно, что есть ещё языки национальные в регионах РФ, есть языки народов РФ, но они все тоже основываются или пишутся на кириллице. Это надо было сделать 30 лет назад, 50 лет назад, чтобы сейчас у нас не возникали проблемы, чтобы мы не видели сплошь и рядом засилье латиницы как таковой. Надо поездить по нашим городам, посмотреть на наши вывески и в принципе задать себе вопрос, почему ресторан написан не на кириллице, а на латинице, почему кафе написано не на кириллице, а на латинице, почему многое другое сделано. Поэтому мы считаем, что это крайне важно для сохранения единства нашего народа, народа РФ. <…> С точки зрения патриотического воспитания нашего народа, с точки зрения сохранения единства нашего народа эти расходы обратные от тех расходов, которые они потратили на установление этих вывесок или чего-то другого на латинице. Ничего. Я считаю, что расходы эти по сравнению с пользой для России мизерные. Особенно с учётом нынешней ситуации, нынешних наших отношений со странами Европы, с англичанами. Это вообще поразительная вещь. Англия, Америка являются нашими открытыми врагами, а мы используем их язык, мы используем их слова. Я вообще считаю, что латиница и слова иностранные - это мягкая сила, которая разрушает наше государство".

Сергей Цеков и Ольга Ковитиди:


(утащил отсюда)

госстроительство, идеология, память, гражданское общество, Россия

Previous post Next post
Up