Ну относительно новый. Это я о нём узнал не так давно, но он отлично вписался в мою картину мира.
Итак. Разные авторы трактуют по разному это понятие. В средневзвешенном виде - это класс работников, которые характеризуются высокой мобильностью и непостоянной занятостью, как фрилансеры, штрейкбрейкеры, гастарбайтеры, бойцы трудотрядов, например. Об этом классе заговорили, поскольку он стал увеличиваться и его значимость резко возрасла.
Откуда взялся: из неолиберальной экономики - дешевая рабочая сила не та, которой мало платят, а та, которая позволяет быстро нанимать и увольнять, обеспечивая гибкость бизнеса, которая не требует социальных гарантий на почве веры в "свободу", например, или отсутствия гражданства, хехе. Короче, иметь такой ресурс выгоднее, чем кадровый. Ну и можно погуглить статистик разных о том, что "40% эльзасцев после получения высшего образования не имеют постоянной работы с 1999 года" - это интересно.
Описание по аффтарам: нередко имеют высшее образование, перемещаются между городами и странами в поиске работы, не верят в социальные гарантии, в светлое будущее (хотя в других источниках они как раз-таки и живут за счет веры, что когда-то, в long-term, они раскрутят и продадут стартап и поедут жить на проценты к морю), при этом высок процент стресса, суицидов, кредитов и протестных настроений: с готовностью идти за фашистами, либерастами и даже коммунистами, которых нет, но легко манипулируемы, как показала жизнь.
В целом это вата, ничего конкретного, но я бы набросил ещё один простой критерий: неспособность к приобретению жилья в собственность, тотальная. Это и отсутствие эконмоических корней, отсюда и кочевой образ жизни в качестве "нормы".
На самом деле, многие уже догадались, что речь идет о формализации угнетаемого класса, который является по-сути пролетариатом, который в неолиберальной экономике начал приобретать новые черты. И для левых теоретиков это понятие имеет огромную ценность, поскольку с точки зрения марксизма-ленинизма необходимо пробуждать классовое революционное сознание, а для этого надо понимать суть угнетенного пролетариата.
Так вот, суть угнетенного класса, пролетариата - прекраиат. Ко всем проблемам отчуждения труда, прибавились ещё и проблемы отчуждения дохода (кредитование), отчуждения субъектности (трудовой правовой нигилизм), отчуждение права выбора (конкуренция). И всё это происходит на фоне роста технологий, как благодатной почвы дял удовлетворения потребностей широких масс с одной стороны и потребительского общества, которое вынуждает перепотреблять, с другой стороны.
Вишенкой на тортик следует поставить повторение истории национал-социалистической рабочей партии, в части работ д-ра Геббельса, но в иных масштабах. Пролетариат сегодня не просто одурманен одной идеей, он одурманен десятками разных идей. Давеча у
vbulahtin был пост о расстреле геев, о том, чью сторону должен принимать современный человек - толерантную или радикальную. Именно в этой постановке вопроса торчат уши доктора Г: и геи, и исламисты на сегодня являют собой ОДИН класс - тот самый, угнетенный, который ставит перед человеком неявный вопрос: какого черта я делаю в этой жизни, если у меня ничего нет, но я всем должен. И одни находят ответы в трактовках Корана, другие в "свободе самовыражения" и видимости праздности. Как вы можете понять, все белоленточные и левацкие оккупаи - из той же оперы.
А теперь немножко наблюдений, чтобы закрепить и углубить картину. Коллега
realconspiracy справедливо заметил, что если в концепции мироустройства неолибералов есть несокрушимая элита и есть угнетаемый класс, должны быть и "псы режима", на которых элите стоит поставить ставку и заняться её развитием. Из истории России 00х годов мы получили понятие "эффективного менеджера", слоя плохих управленцев, который прославились своей лояльностью к хозяевам и нетерпимостью к работникам, вкупе с недалекой кадровой политикой вообще и игнорированием норм трудового законодательства. И пусть эта ситуация несколько выровнялась благодаря более консервативной политике, но она отразила общемировые тенденции стран, где консерватизм уступил место неолиберализму. Однако есть нюанс. В идеальной модели "трудовой армии" заемного труда, гибкого и бесправного, которую можно проследить на примере макдональдса, заметно, что любая конечная точка реализации может управляться уже не "эффективным менеджером", а настоящим выкормышем из трудовой армии, который будет как и положено менеджеру лизать зад акционерам, и гнобить на почве ЧСВ подчиненных, не имея при этом даже возможности "золотого парашюта" и иных гарантий, которые ранее были доступны. Более того, корпорации, которые поднялись в 00х, к примеру в ИТ-сфере, так же формировали свои управленческие кадры из студенческих армий. Например "Прогноз". Таким образом современный "средний класс" на поверку может оказаться тем же пролетариатом/прекариатом, однако осознание классовых интересов у таких людей может быть затруднено в силу личностных характеристик.
И вот мы приходим к тому, что появление этого термина в широком обсуждении может подтолкнуть развитие классовой теории в прикладном её смысле, в силу того, что описывает современный механизм угнетения производительного класса, а значит - обнажает и его интересы.
НО: сперва этот класс должен осознать себя именно классом - а значит отбросить националистические истерии и национальный и иной радикализм, и осознать то, что не китайцы виноваты в том, что ими заменяют европейскую рабочую силу, а капиталисты, которым это выгодно, что не геи виноваты в том, что ими заполнены все СМИ, а то, что это выгодно с политической точки зрения и отвлекает от иных проблем и т.д.
Далее, необходимо осознать исторический путь, который был классом уже пройден - борьба за трудовое законодательство, гарантии труда.
И в итоге осознать свои политические задачи - участие во власти, представление своих интересов, возможность влиять на экономические процессы.
Сегодня Россия - одно из наиболее социальных государств с точки зрения сверхэксплуатации прекариата, как минимум в силу трудового кодекса, который не много претерпел изменений со времен СССР, да и закручивать неолиберальные гайки в стране, которая довела уже однажды социалистическую революцию до конца, немного недальновидно.
Поэтому очевидно, что все процессы, которые происходят сегодня в элитах можно рассматривать как борьбу старого капитализма и нового, сиречь монополистов и конкуренции. Монетизация льгот, рост налогового бремени, реформа пенсионной системы - это явные проявления конкурентных проповедников, в то время как рост госзаказа на оборону, субсидирование частного сектора - их визави.
И в этом мы действительно отстаем от Запада. Но стоит ли торопиться догонять?!
(
assassin_404,
Прекариат - новый штамп)