Всё нижеизложенное есть следствие анализа обсуждений и комментариев, полученных в ответ на посты:
"Из пришедших комментариев. Проблема бытия?",
"В поисках объединяющей идеи",
"Обзор комментариев на пост...",
"ЛЕНИНСКОЕ ПОНЯТИЕ «КЛАСС» И СОВРЕМЕННОСТЬ. О СОВРЕМЕННОМ ПРОЛЕТАРИАТЕ" Обозначились следующие основные проблемы:
- Презрение к труду и ненависть к тем, кто выше по социальной лестнице.
Самой значительной идеологической победой, определившей судьбу 1/6 части суши на планете Земля и имевшей определяющее значение для всего мира, стало, без сомнения, внедрение и максимальное распространение среди людей обывательских, мещанских настроений.
В результате разносторонней переписки с ЖЖ-читателями, касающейся темы классового самосознания, выяснились прелюбопытнейшие особенности мышления современного взрослого человека.
Вполне, казалось бы, естественное стремление «жить по-человечески» трансформировалось в непомерное желание «потреблять». При этом вчерашний уровень этого потребления, а проще говоря, количество прикарманенного, съеденного - выпитого, «нажитого непосильным трудом» становится уже недостаточным на следующий же день. Отсутствие прогрессивных ориентиров на далёкое завтра привело к сужению интересов человека до размеров простейших биологических существ. Правда, эти «простейшие» умеют крутить баранки навороченных авто, проводить пальцами по сенсорным экранам гаджетов и даже как-то, пусть упрощенно, но говорить.
Человек без этого набора аксессуаров чувствует себя не просто неполноценным. Он ощущает гнетущую пустоту, незаполненный внутренний вакуум, который всё время пытается заполнить этими «аксессуарами» «успешной жизни». Он всеми силами отрывает себя от той среды, которая его родила и вскормила, которая есть его семья. Он ненавидит эту среду вплоть до суицида, желая при этом покончить с собой этой среде. Если такой средой назвали Родину, страну, то он желает удавиться «этой стране».
Если мы говорим, что источником успехов человека является его же труд, то человек тут же требует доказательств, что, трудясь, он достигнет представляемого им достойного уровня благополучия. Не получив же этого достатка, человек проклинает всех «идеологов», берёт кистень и идет на широкую дорогу в прямом и переносном смысле. Он презирает труд, которым он не добудет себе потребительского счастья. Он до боли зубовной ненавидит всех тех, кто, по его мнению, незаслуженно имеет благ больше него. Нормальная такая саентология: нагадить на голову тому, на чьих плечах ты стоишь.
Такие люди никогда не согласятся назвать себя трудовым народом, пролетариатом. Просто потому, что отреклись от труда как способа сознательной жизни. Бороться же за достойные условия этого труда, за уважение к нему они, по малодушию своему, по слабости характера, не могут и не желают.
2. Не хотим взять ответственность за свое убогое положение.
С другой стороны, предположим, что человек задумался всё-таки над тем, как и за счет чего или кого он живет. Он обнаруживает своё положение недостойным искренне приложенным стараниям. Но проникся ли он до той глубины своей души знанием реальных причин своего неблагополучия?
Если - да, то человек должен мужественно признать, в том числе, и свою ответственность за это свое положение. Причем признать категорически, однозначно, бесповоротно и решительно.
А это значит, отказаться от идеи сверхпотребления (потребления сверх затраченных физических сил), но отстаивать и условия, при которых он затратил эти силы, и критерии оценки результатов затрат. Он должен, сначала самому себе, а потом и прилюдно, как на духу, признать объективность справедливости правила «кто не работает, тот не ест», а не субъективный «уровень справедливого потребления», заставить признать, что «человек человеку - друг, товарищ и брат», вспомнить, в конце концов, что делать нужно только то, что желал бы от других по отношению к себе.
Это и есть ответственный подход к жизни. Непростой, но единственно верный. Не унижающий человека, а возвышающий его.
Что проще? Радоваться крохам с барского стола «хозяев жизни», которым сами же и попустительствовали? Или заставить этих «хозяев» отрабатывать своим трудом свой стол?
Конечно, с обывательской точки зрения, проще кормиться объедками, лелея несбыточную надежду однажды самому сесть за этот «стол» в качестве равноправного участника пиршества. Да только кто ж вас, таких чистеньких туда пустит? Этот «стол» расчитан для тех, для кого кровь человеческая, что водица, а чужое горе - источник богатств. И это совсем не похоже на пролетарское отношение между людьми труда.
3. Не хотим соглашаться с тем, что стремимся к незаработанному благополучию.
Еще одним привитым за годы позднесоветского общества и развитым в лихие 90-е мифом стало мнение, что любая добыча для своего удовлетворения есть заработанное благо. Заработанное! Главное было заставить поверить, что любые усилия в этом направлении незазорны! Нет более морали, чести, достоинства, да и просто человечности. Соревновательность и взаимовыручка как правила развивающего человеческого общежития заменены на элементарный бандитский грабёж, воровские законы. В пору отсутствия консолидированного общественного отпора этот способ жизни становится общепринятым правилом, когда, по словам одного из моих комментаторов, «все грабят друг друга, а вместе - общество, страну».
А уж поскольку сложился такой консенсус, то присваиваем всё, что посчитаем нужным на потребу себя любимого. Но! Боже упаси кому-нибудь назвать нас ворами! Справедливому гневу не будет предела. Мы ни за что не признаем, что присваиваем незаработанное, на которое не потратили ни одного усилия, кроме, может быть, того, с которым наступили на горло собственной совести. Вернее, на жалкий остаток той трудовой совести, что воспитывалась в атмосфере нетерпимости к ворам, к барыгам, к бандитской сволочи и прочим захребетникам, испытывавшим на себе всю «несправедливость» рабочего класса.
Так что выбор сделан и с этой точки зрения.
4. Выражение «чтоб ты жил на одну зарплату» стало повседневным проклятием.
Возражения противников классового образования, как всегда, оперируют «жизненными» фактами. Как они пишут, «реальной практикой, которая, по выражению марксистов, является лучшим критерием любой теории». Конечно, трудно что-либо доказать зашоренному нелегким мещанским бытом рядовому человеку. Тут и достойное пропитание-то не всем и не всегда удается добыть праведным трудом, а еще ведь «нужно соответствовать»! Бывает, что одной зарплаты мало, а то - и двух. Чем «добить» до желаемого уровня свое потребление? Правильно, начать жить не на зарплату.
Да, в одиночку выжить чрезвычайно трудно. А честно выжить в одиночку практически невозможно! Но совсем не потому, что жизнь стала злой, а потому, что паразиты всегда более организованны и, во все времена массовой деидеологизации, берут верх. Общественная прогрессивная идея - это система общественного иммунитета против десоциализации, против всех видов общественных «болезней». А идея, реализующая интересы рабочего человека, - самая прогрессивная. Доведение этого непреложного факта до каждого члена нашего общества - задача всякого неравнодушного и здравомыслящего человека.
5. Почему мы не хотим называться пролетариями?
Ответить на этот вопрос теперь не составит труда любому внимательному и вдумчивому читателю. Ну, право же, нельзя желать стать человеком труда, если ты, в самом простом случае, не видишь природы отношений в обществе, если ты презираешь всякого, кто правилом своей жизни установил честный труд, а уважаешь и завидуешь тому, кто, заставив верить в свою «элитарность», просто-напросто купил твои мозги наворованными «бусами» - подачками.
Ведь что только ни называют причинами нарушения коренных интересов наемных работников? Здесь можно увидеть и неравномерное потребление, и несоблюдение рабочей дисциплины, и международное разделение труда, и продукты финансовой индустрии, и природные стремления к единоличной конкуренции (с кем?), и незамысловатый дарвинизм. И никто (никто!) не хочет признать, что корень неравноправия лежит в угнетении одних другими, в присваивании незаработанного продукта, в том, что классиками названо эксплуатацией.
Освободиться же от эксплуатации станет возможным только тогда, когда народ поймет, что учиться добиваться лучшей жизни нужно не у «элиты» и её апологетов, а у того класса, значение которого никогда не признает эта «элита» и который единственно способен изменить ненавистный порядок, - у пролетариата, у человека труда, когда-то построившего самое могущественное государство - Советский Союз.