{C}{C}
{C}
Фильм о Моцарте, получивший 8 Оскаров, конечно, не является просто экранизацией биографии величайшего композитора и масона XVIII века. Автора "Пролетая над гнездом кукушки" (1975) зацепило что-то личное в этой жизненной трагедии героя, одного с ним знака Зодиака. Короче - Водолей снял фильм про Водолея.
Главный антагонист Моцарта - Сальери, по знаку - Лев. Это - противоположный Водолею знак, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Жизнь Моцарта в фильме мы видим глазами Сальери - взглядом враждебным, но глубоко понимающим и в высшей степени заинтересованным.
Положение Сальери до встречи с Моцартом было абсолютно благополучным: он - признанный композитор, человек безукоризненной нравственности, почти аскет, щедрый филантроп, дающий бесплатные уроки музыки бедным и великий труженик, в совершенстве познавший своё искусство. Его единственный, микроскопический недостаток: он, как истинный итальянец, - тонкий гурман, любящий полакомиться изысканными деликатесами. За этим невинным занятием он впервые и видит Моцарта, думая, что это - один из гостей, обычный молокосос, который вызывает у него маленькую зависть, легко и свободно ухаживая за девушкой. Но Сальери спокоен: это - радости для профанов, не посвященных в высшие тайны искусства. Но когда он узнаёт, КТО перед ним, - происходит "разрыв шаблона", и ЧСВ (чувство собственной важности) Сальери погибло навсегда! Этот поклонник Бафомета испортил ему жизнь, и это уже - НЕ-ЕГО пьеса; отсюда - естественная реакция: Моцарт, выпей йаду…
Особенно Сальери поразила способность Моцарта сразу набело, без поправок записывать музыку - просто из головы, не садясь за инструмент. Это - исключительная особенность Водолея: создавать собственный сценарий, известный только ему одному, абсолютно новаторский и ни на что не похожий. Водолей творит невозможное, не важно - положительное или отрицательное. Как, например, Борис Ельцин - Водолей и Мальтийский Рыцарь, лихой президент, лихих девяностых, - делал невозможные и фантастические вещи, полностью изменив общественное сознание и всё это - искренне и с глубокой верой в свою правоту и в свой, известный ему одному, сценарий. В этом смысле, - разумеется, не оправдывая и не осуждая этого “безумца, гуляку праздного”, - Ельцин был "политическим моцартом".
{C}
Водолей поднимает сознание общества на новый виток спирали и, как воздушный знак, совершает революцию в Воздухе. Но он не создаёт новую вселенную, новый мир, подобно тому, как в пелевинском “Смотрителе” масон Павел I, Магистр Мальтийского Ордена, создал свой Идиллиум. Водолей прозревает Великий Чертёж Архитектона Вселенной и только открывает его, делая всеобщим достоянием. Так Водолеи Дарвин, Эдисон, Попов и Линкольн - только первооткрыватели, а сами эволюция, электричество, радиоволны и Единые-США (как идея) существовали и до них. Вот и Моцарт, он только открывает музыкальную гармонию платоновских высших сфер, а не создаёт, не сочиняет музыку, как Сальери, - “Как некий херувим, он несколько занёс нам песен райских…”.
Очевидно, что при таком раскладе, у бедного Сальери не было никаких шансов. Будучи главным композитором в маленьком придворном мирке императора Иосифа, Рыб по знаку, Сальери пытается противостоять этому выскочке Моцарту, который троллит его при каждом удобном случае и уводит у него любимицу певичку. Например, он направляет его давать уроки музыки к какому-то чудовищно невежественному самодуру, заставляющего его играть для своих собачек. Но с легкого воздушного Водолея всё это - как с гуся вода. Сальери пытается соблазнить жену Моцарта, Констанцию, которая, как истый Козерог, всячески не прочь продвинуть мужа социально. Но какой ему интерес трахать её, если она всё равно любит своего мужа?!
{C}
Проблемы у Моцарта начинаются совсем с другой стороны, от его собственного отца - Скорпиона. Леопольд Моцарт считает, и совершенно справедливо, что всё сделал для музыкальной карьеры сына и поэтому тот является его собственностью. Именно отец, с его жёстким морализаторством, с его поклонением "духовным скрепам" в лице архиепископа и нанёс Моцарту роковой удар, от которого тот не смог оправиться. Сальери проницательно видит в опере “Дон Жуан” эту смертельную схватку, этот неразрешимый конфликт между отцом и сыном. Моцарт, с его стремлением к Свободе и Красоте, конечно, сочувствует Дон Жуану, - такому же, как и он, носителю либеральных идей, включающих в себя и free love, в том числе.. Отец же - это Каменный Гость, и как писал Камю: “Командор - это совокупность всех сил вечного Разума, порядка, универсальной морали, преисполненного гнева божественного величия, столь чуждого человеку. Гигантский камень - вот символ тех сил, которые всегда отрицал Дон Жуан”. Несчастный Сальери даже не успевает травануть Моцарта: тот умирает сам. Крышак музыкального лузера срывает окончательно, - и он ропщет на Бога за то, что Тот убил Моцарта Сам, не позволив этим украсть у бедняги его "Реквием".
Финал фильма - гениален. Под неземные звуки музыки "Реквиема" Lacrimosa Dies Illa (“Полон слёз день скорби”), которая кажется, что передаётся прямой трансляцией с того света, мертвенное тело Моцарта бросается в общую, безымянную могилу, и над трупами мистически дымятся пары гашёной извести. Такова была воля Ангелов. Как поёт хор светлых сил в конце “Волшебной флейты”: “Dank, dank Isida. Dank, dank Osiris”.
{C}
Интереснейший фильм, режиссёру которого в этом году 17 февраля исполнилось 84 года!