Мы с вами обсудили, в
прошлый раз, как это хорошо, концентрироваться - у нас улучшается память, повышается внимание и обучаемость. Такие вот вещи. Теперь давайте разберёмся, что же может нам помешать прийти в это, особое, состояние.
Вы возьмите, спросите своего ребёнка, почему он не сделал алгебру природоведение. Миха звонил, с Ромычем в колофдьюти играли, есть хотелось, голова болела, попа. Тысячи подобных причин. Согласитесь, можно было все эти причины устранить ещё до того, как он сел за уроки, тогда, глядишь, и результат был бы получ просто был.
Конечно, нельзя однозначно трактовать эти причины просто как отговорки. Но с теми, что действительно имели место быть, можно и нужно было бороться.
С чего можно было бы начать? А вы просто за ним записывайте, когда-нибудь его фантазия истощится, и можно будет систематизировать причины, и начать успешно их устранять. Конечно, нельзя будет выписать ему одну большую пилюлю, которая сразу и от всего спасёт, но вы уже будете знать, что конкретно мешает вашему юному Ломоносову. Очень редко недостаток внимания может быть врождённым пороком, в остальных случаях у человека может либо отсутствовать опыт в управлении вниманием, либо ему просто не интересна задача, об этом мы уже говорили.
Давайте теперь попробуем систематизировать факторы, мешающие вам в работе:
- Внешние факторы - гроза за окном, сосед и его отбойный друг, ваши любимые, чтоб они сгорели, домочадцы, многие другие факторы. Невозможно добиться полного отсутствия внешних раздражителей, всё равно какой-нибудь запоздалый комар прилетит, а потом вы будете слышать тиканье часов, а потом собственный пульс. Единственное решение - смириться с теми факторами, над которыми в не властны.
- Здоровье - даже лёгкая головная боль уже может существенно нарушить вашу концентрацию. Лёгкое но хроническое недосыпание, может быть, и не будет заметно на результате вашей деятельности, но утомление будет приходить раньше и польза от вашего труда так-же будет снижена. Алкоголь и вообще «препараты» мы конечно даже не упоминаем. Что тут можно поделать? Полноценный отдых, разгрузка ЦНС, неделя пляжа и мохито, и вот, вы уже как новый.
- Одним из, наверное, важнейших дестабилизирующих факторов является отсутствие интереса к предмету. Обобщая вышесказанное: учить мат. ан. не выспавшись, в грозу - пустая трата времени. Однако, конечно же, есть определённые стратегии, позволяющие пробудить ваш интерес и заострить ваше внимание на любом предмете.
- Бывает ещё так, что человек не может решить определённую задачу от того, что она просто ему не по силам. Такое часто случается с детьми в школе. Вы должны изучать что-то новое, а не имея достаточной подготовки, вы не знаете даже с чего начать. Обратной стороной этого вопроса является отсутствие интереса к рутинной работе. Для некоторых людей (помните “D”-шек?), такая работа просто невыносима.
- Ещё хуже, когда, пусть и у активного занятия, нет конечной цели. От забора и до посинения, это конечно вполне понятная цель, но отдаваться такой работе с самозабвение кране сложно. Когда у вас нет определённой цели, то есть вектора, результат любой вашей упорности будет стремиться к нулю. Попробуйте подменить одну монотонную задачу множеством мелких, например, прибраться на столе к вечерней поверке. Когда есть хоть какая-то цель, работать гораздо легче.
- Не знаю, есть ли необходимость обсуждать вопрос личной мотивации или самодисциплины. Человек, в конце концов, должен сам понимать необходимость своих действий. Тянуть кота в долгий ящик? Работать, спустя рукава? Да бросьте, соберитесь уже.
- Бывает ещё. Что в голове возникают мысли «мне не справиться», «эта задача мне не по силам» или просто «да ну нафиг!» Думайте положительно! Был отважный капитан, он объездил много стран и не раз он бороздил океан. Тут важно, подобно тому капитану подготовиться психологически, уверовать в себя.
- Отдельной категорией можно выделить проблемы душевные - отсутствие душевного равновесия. Личные проблемы, семейные неурядицы, «чёрная полоса» в жизни, всё это может отвлекать вас от главного, тревожить и не давать работать в полную силу.
- Ну и если мы заговорили о системном подходе. Стоить упомянуть и недостаток тренировок по концентрации внимания. Если вы считаете, что вы не сможете этому никогда научиться, выбросьте это из головы, любой человек с головой на плечах должен уметь ею пользоваться.
Вы видите? Многие советы по приведению себя в рабочее состояние - это стандартные упражнения по улучшению внимания и памяти. Такие упражнения, разумеется, очень полезны и должны выполняться, но успешная тренировка будет полезной лишь в том случае, если вы сами будете мотивированы и в ладах с самим собой.
Вы помните, в прошлый раз мы пытались, с ходу, определить, что нам мешает сконцентрироваться? Теперь, зная классификацию проблем и некоторые пути их решения, давайте посмотрим на те проблемы ещё раз. Не так страшен чёрт, как его малюют? Со всеми вашими трудностями можно и нужно бороться. Но об этом в следующих выпусках.
До понедельника. ;)