История реальная. ВСЕ фамилии персонажей изменены

May 18, 2011 12:25

Председатель Гостелерадио Лапин рассказывал…
Пришёл он с работы. 10 вечера, вдруг телефонный звонок.
Звонит Брежнев.

- У вас там по радио сейчас передают 5-ю симфонию Шостаковича. А какой оркестр играет?
- Сейчас, Леонид Ильич, через минуту узнаю, доложу.

Перезвонил на работу, разузнал, связывается с Кремлём.

- Это оркестр под управлением Рождественского.
-Та-а-ак. А вы разве не знаете, что я люблю, когда эту симфонию исполняет оркестр Светланова?
- Сейчас, Леонид Ильич, поправим.

Опять звонит своим, те моментально находят нужную запись и пускают её в эфир. Ну, им потом звонят уже простые советские граждане, осведомляются, не перепились ли они все. Но это уже не интересно. А интересно то, что руководитель страны Л.И.Брежнев обладал столь тонким музыкальным слухом, что мог по звучанию скрипок определить, кто дирижирует оркестром.

Знатоки музыки и истории, наверное, догадались, о ком речь?

UPD1:



Загадка практически разгадана. Чудеса интуиции, эрудиции и сталинизации проявил takaz1. Осталось назвать композитора.

UPD2: Ну, вот и всё. Угадали. Действующие лица в порядке упоминания: С.Кафтанов, Сталин, Чайковский, К.Иванов, Мравинский. История эта известна со слов Кафтанова. Однако он возглавлял Государственный комитет по радиовещанию и телевидению в 1959-1962 гг. Соответственно, что-то тут не то, если не предположить, что в ней он говорил о ком-то из своих предшественников.

UPD3: История, между тем, приобретает совсем неожиданный оборот. Приведённый выше вариант принадлежит Фалину, бывшему завотделом ЦК КПСС. Однако, вхожая в те времена в Кремль e_liza_vetka в комментариях настаивает, что всё было совсем не так. И действительно, нарыть удалось следующее...

Профессор Александр Шерель в одной из своих историй о советском радиовещании рассказал о курьезном случае, который, несомненно, оставил зарубку в натуре Лапина.
"Воспитывая коллектив своих подчиненных, разумеется, на положительных примерах, председатель Гостелерадио С.Г. Лапин рассказывал им эту историю, а автор этих строк услышал ее уже в пересказе замечательного журналиста Галины Виноградовой - блестящего радиосценариста и собирателя различных курьезных историй из жизни Радиокомитета. Подтвердили ее своими рассказами и О.С.Высоцкая, и другие бывшие сотрудники аппарата С.Г.Лапина.
Конец 40-х годов. Декабрь. Поздний вечер. В кабинете тогда еще заместителя председателя Радиокомитета С.Г.Лапина раздается звонок "кремлевского" телефона, и хозяин кабинета слышит голос вождя.
- Слушай, Лапин, у меня собрались гости, а ни патефон, ни проигрыватель не работают. Но очень хочется послушать хорошую музыку, скажем, Чайковского, скажем, Первую симфонию... И пусть дирижирует Голованов.
- Конечно, товарищ Сталин. Сейчас включим Чайковского.
Сталин бросает трубку.
Лапин жмет на кнопку прямой связи с дирекцией программ. И объясняет "дежурному по эфиру" программному начальнику, что в эфир немедленно надо пустить запись Первой симфонии Чайковского.
Ничего не понимающий "редактор дня" пытается объяснить зампреду, что это невозможно.
Не потому, что Чайковского нет, а потому, что сейчас должны пойти в эфир "Последние известия", которые ждет вся страна, а потом очень важное выступление международного обозревателя о коварных замыслах американской военщины.
Лапин с помощью очень энергичных выражений объясняет глупому программщику, куда он отправится, если через несколько минут в эфире не зазвучит Первая симфония Чайковского.
Сообразительный работник программной дирекции Всесоюзного радио со всех ног бросается выполнять распоряжение начальства.
Через несколько минут дежурный диктор Ольга Сергеевна Высоцкая объявляет в эфире:
- Уважаемые радиослушатели! Начинаем концерт русской классической музыки. Слушайте Первую симфонию Петра Ильича Чайковского "Зимние грезы".
И после паузы:
- Исполняет Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижер - народный артист республики Александр Васильевич Гаук.
И в эфире зазвучала прекрасная музыка.
А еще через несколько минут в кабинете заместителя председателя Радиокомитета снова зазвенел "кремлевский" телефон:
- Слюшай, Лапын! Ти что, савсем глухой? Тэбэ же сказали - пусть дирижирует Галаванов, а ти мине суешь какой-то Гаук.
И на том конце провода трубка летит на рычаг.
Бледный Сергей Георгиевич Лапин пытается сам позвонить в Кремль, но с ним явно не хотят разговаривать. Он звонит за советом к начальнику сталинского секретариата Поскребышеву.
Александр Николаевич уже в курсе дела и ничем помочь радиокомитетскому зампреду не может. Он лишь напоминает, что товарищ Сталин любит, когда ошибки, допущенные нерадивыми работниками, исправляются быстро, а еще лучше - немедленно.
После нескольких секунд, которые, по выражению Лапина, состарили его на несколько лет, он все-таки находит выход из положения.
Проходит еще примерно полчаса, в эфире заканчивается музыка в исполнении оркестра с "неподходящим" дирижером, и звучит бодрый голос диктора:
- Мы передавали Первую симфонию Чайковского. Продолжаем концерт русской классической музыки.
Слушайте Первую симфонию Петра Ильича Чайковского в исполнении оркестра Большого театра СССР. Дирижер - народный артист СССР профессор Николай Семенович Голованов.
И без каких-либо дополнительных объяснений симфония звучит в эфире второй раз."

Сломанные врагами сталинские патефон и проигрыватель, а также факт из Википедии, что Гаук был Главным дирижёром Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио в
1953-1961гг. вряд ли делают эту версию менее правдоподобной.

Previous post Next post
Up