Отрывок из текста очередного сезонного доклада Центра "СОВА"о сайте www. ingushetiya.ru.

Jul 25, 2008 18:20

Интересно наблюдать, как при наличии политического заказа устраняются откровенные «недоделки».

"... оперативно была скорректирована позиция прокуратуры по сайту «Ингушетия.Ру». После того, как в марте 2008 года потерпела неудачу первая попытка его закрыть (Верховный суд России отклонил иск прокурора Ингушетии), в апреле-мае была предпринята еще одна, более организованная и оттого более успешная попытка. Сначала в апреле без уведомления ответчика один из материалов сайта был признан Назрановским судом экстремистским (о судебном решении, вынесенном 3 апреля, стало известно лишь в конце месяца, то есть когда были пропущены сроки обжалования), а затем в мае, уже в Кунцевском суде Москвы, начался процесс закрытия сайта уже посредством апелляции к этому судебному решению (само решение о закрытии ресурса вынесено 6 июня).

Решение Назрановского суда от 3 апреля вызывает большие сомнения. Оно было вынесено по интервью с видным деятелем ингушской оппозиции Мусой Келиговым, перепечатнным из газеты «Время новостей» [48], которая с этим текстом не имела никаких проблем. Мы не располагаем решением суда по этому вопросу, но в иске прокурора к провайдеру говорится о том, что в интервью Келигов обвиняет президента республики Зязикова в финансировании боевиков, то есть в экстремистском деянии, а заведомо ложное обвинение в экстремизме чиновника тоже есть экстремизм. Возможно, именно на этом основании интервью признали экстремистским материалом. Нам же не удалось обнаружить в тексте интервью ни единого слова о финансировании Зязиковым боевиков, поэтому решение это, на наш взгляд, неправомерно [49].

Нам неизвестно, какие именно материалы стали основанием для решения Кунцевского суда о закрытии «Ингушетии.ру», но по существу редакции «Ингушетии.Ру» предъявлялись претензии в подстрекательстве и в ксенофобии. Претензии в адрес этого сайта в подстрекательстве лишены оснований: к бунту, к насилию, к массовым беспорядкам сайт не призывал. Непримиримая оппозиционность к президенту М. Зязикову и усилия по организации массовых протестов - это еще не экстремистская деятельность, даже если в ходе этих протестов кто-то из участников нарушал закон [50]. А вот обвинения в ксенофобии (в основном в отношении осетин) отнюдь не лишены оснований и рассматриваются в уголовном деле по ст. 282 УК, возбужденном летом 2007 года. Другой вопрос, достаточно ли они серьезны, чтобы закрывать сайт и тем более преследовать кого-то в соответствии с УК. Видимо, этот вопрос следует решать, учитывая общий низкий уровень этнической толерантности в регионе, тем более, в ингушских СМИ - в отношении осетин.

Решение по «Ингушетии.ру» важно также и в техническом отношении - а именно в вопросе об обеспечении решения о запрете материалов, размещенных в интернете. 21 мая 2008 г. Назрановский районный суд удовлетворил иск прокурора Ингушетии к ООО «Телеком» об ограничении доступа к информации на сайте «Ингушетия.ру», узаконив тем самым фактическое блокирование доступа к сайту с территории республики (на практике все официальные провайдеры республики, выполняя указание правоохранительных органов, блокировали доступ своих клиентов к сайту еще с ноября 2007 года). Любопытно, что в своем обращении в суд прокурор счел возможным назвать экстремистскими материалами, кроме вышеупомянутого интервью Келигова, еще три текста, по которым не было никаких судебных решений.

Затем 26 мая Кунцевский районный суд Москвы, рассматривавший дело о закрытии сайта, еще до вынесения решения, обязывал всех провайдеров страны заблокировать доступ к сайту. Это решение явно не было правомерным, так как экстремистским материалом была признана к тому моменту только одна статья сайта, да и та - неправомерно. Решение Кунцевского суда в силу до сих пор не вступило, и доступ к «Ингушетии.ру» не блокируется."

Полный текст доклада

сайт www.ingushetiya.ru, интернет, Ингушетия, цензура

Previous post Next post
Up