Ольга Шорина:- Здравствуйте, в студии Newtimes Ольга Шорина. И в гостях у нас Магомед Евлоев, владелец сайта оппозиционного властям Ингушетии, сайта Ингушетия.py. Сегодня Кунцевский суд Москвы рассматривал иск ингушской прокуратуры о закрытии сайта, и предъявлялись обвинения в разжигании национальной розни, в экстремистских заявлениях. Магомед, вы только что из суда, что сегодня произошло, чем завершился сегодняшний день?
Магомед Евлоев:- Впервые в истории российского Интернета, можно сказать, суд пошел навстречу требованию прокуратуры Ингушетии (две помощницы прокурора находились в суде), суд вынес определение приостановить на период рассмотрения дела деятельность нашего сайта, обязать всех Интернет-провайдеров России заблокировать открытие нашего сайта путем фильтрации IP-адреса. Такого прецедента ни в одной цивилизованной стране, такого, как сегодня принято определение, нигде не было.
Ольга Шорина:- То есть, с сегодняшнего дня по решению Кунцевского суда Москвы все провайдеры России должны заблокировать ваш ресурс. Это решение Кунцевского суда Москвы?
Магомед Евлоев:- Это решение принято Кунцевским судом, это определение суда в порядке обеспечения исполнения иска, то есть, они вынесли определение по ходатайству прокуратуры - до рассмотрения дела приостановить деятельность нашего сайта.
Ольга Шорина:- А адвокаты ваши пытались как-то обжаловать это решение?
Магомед Евлоев:- Судья объявила, что это решение вступило в силу немедленно, но, в принципе, мы имеем право в течение десяти суток его обжаловать. Конечно, оно будет обжаловано, адвокат Муса Плиев присутствовал в суде.
Ольга Шорина:- Сейчас сайт недоступен?
Магомед Евлоев:- Сейчас сайт работает, пока, наверное, эти определения будут раздаваться всем Интернет-провайдерам, а их много, в одной Москве только несколько сот. Учитывая, по России их сколько, я даже не знаю, как физически они будут раздавать эти определения, и как они будут блокировать наш сайт. И вот, таким образом, наш единственный независимый ресурс, Ингушетии, я имею в виду, там и ни Кавказ-центр ни у кого не привлекает внимания, там сотни других порнографических сайтов с насилием, нет, именно Ингушетия.py, единственный независимый Интернет-ресурс, который освещает ситуацию в Ингушетии, оказался вот в такой ситуации.
Ольга Шорина:- Магомед, скажите, пожалуйста, у вас уже есть такой опыт в Ингушетии, насколько я знаю, провайдеры ингушские, они же ограничивают доступ к вашему ресурсу.
Магомед Евлоев:- Они незаконно, с ноября прошлого года, по устному указанию министра внутренних дел и замдиректора ФСБ Денисова просто ввели эти ограничения, и никто не может открыть сайт Ингушетия.py.
Ольга Шорина:- А, тем не менее, какова статистика посещений в Ингушетии?
Магомед Евлоев:- В Ингушетии почти все, после введения ограничений, переключились, открывают сайт с помощью телефонов сотовых и с помощью спутниковых тарелок, это не местные провайдеры, и очень резко возросло количество спутниковых тарелок. Наоборот, у нас после этого посещаемость, именно по Ингушетии, в два раза увеличилась, после введения запрета.
Ольга Шорина:- После ноября 2007-го года, когда ввели запрет. А сейчас доступ будет сохраняться через мобильные, судья ничего об этом не говорил?
Магомед Евлоев:- Судья, она женщина, судья, она сама не понимала, наверное, когда выносила это определение, как его физически исполнить. Она, как прокуратура попросила ходатайство, вот в ходатайстве было написано: на период рассмотрения дела, в порядке исполнения судебного решения будущего, приостановить деятельность сайта Ингушетия.py путем фильтрации IP-адреса сайта всеми Интернет-провайдерами России. Получается, те, кто имеет спутниковые тарелки, они этот сайт будут смотреть, потому что у них напрямую без российских провайдеров. То есть, у кого спутниковый интернет, те нормально могут сайт смотреть. Те, кто подключается через провайдера, у которых будет это определение суда, они будут вынуждены вводить эту блокировку. И получается, часть населения будет видеть сайт, часть не будет; это только в России.
Ольга Шорина:- Магомед, скажите, пожалуйста, а следующее заседание суда когда?
Магомед Евлоев:- Оно назначено или на четвертое, или на шестое июня, точно не помню.
Ольга Шорина:- И ваш прогноз на то, как будет происходить этот суд?
Магомед Евлоев:- Сегодня можно сказать - впервые в истории российского Интернета такая поставлена, то есть, точка какая-то преодолена в этом вопросе, то есть, принято сегодня такое решение. Раз суд уже принял в порядке обеспечения такое решение, то ожидать можно любого решения от суда, раз они так поддаются давлению прокуратуры.
Ольга Шорина:- Магомед, скажите, были сообщения в начале года о том, что вас объявили в розыск федеральный, был обыск у вас на квартире в Москве, тем не менее, на суд вы пришли сами.
Магомед Евлоев:- Ну, в тот период действительно в Москву прибывал конвой для моего этапирования в Ингушетию.
Ольга Шорина:- Из Ингушетии, это были ингушские милиционеры?
Магомед Евлоев:- Да, ингушские, помогала им московская милиция, они хотели меня доставить в Назрановский районный суд. Поскольку я адвокат, чтобы там же суд быстро снял с меня адвокатскую неприкосновенность и там же меня, чтобы арестовали и водворили в СИЗО; вот такая вот цель была. Но я в это время не оказался дома, и потом это дело у них затянулось. Я уехал за границу и долгое время по разным странам разъезжал - Чехия, Германия. Потом, когда понял, что немножко все ослабло после выборов и ближе к инаугурации, я вижу, что ситуация, тем более судья Назрановского суда вынес решение, что в моих действиях нет состава преступления, и после этого я вернулся в Россию.
Ольга Шорина:- А в Ингушетию вы можете приехать?
Магомед Евлоев:- Да, я был в Ингушетии буквально пять дней назад.
Ольга Шорина:- То есть, там вас не…
Магомед Евлоев:- Ну, мое появление там вызывает ажиотаж почему-то. Министр внутренних дел Муса … начинает метаться, звонит начальнику ГУВД Малгобекского, где я живу: срочно придумайте хоть хулиганку, что-нибудь, изолируйте, он там приехал митинги делать. Ну бывает, шум, скандал, начинают меня почему-то искать, а что. Вот я им говорю: вот вы меня поймали, что дальше. Не знаем, вот нам министр внутренних дел сказал. Вот такая ситуация.
Ольга Шорина:- В начале мая вы говорили, что активизация нападок на сайт связана с избиением Зязикова бывшим заместителем полпреда президента в Южном федеральном округе Мусой Келиговым. Расскажите, как это связано?
Магомед Евлоев:- Активизация нападок на сайт давно идет, но после того, как Муса Келигов его избил в здании президент-отеля, он обозлился, наверное, и еще больше, больше - звонки, давление.
Ольга Шорина:- А как вы связаны с Мусой Келиговым?
Магомед Евлоев:- Мы с Мусой Келиговым друзья, но мы никак не связаны, то есть, я ему не подконтролен, и сайт принадлежит мне. Но у него почему-то устойчивое мнение, у самого Зязикова, что я, как бы орудие Мусы Келигова, а у них вражда идет. Поэтому Зязиков думает, что (ну он полагает, даже уверен, потому что раз он везде об этом говорит), он думает, что я несамостоятельное лицо и кому-то подчиняюсь, и уверен, что я подчиняюсь Келигову.
Ольга Шорина:- Магомед, скажите, пожалуйста, собрали митинги, в том числе, с помощью сайта Ингушетия.py, то есть, это не просто СМИ, а вполне политический такой ресурс стал. Были митинги в январе, в конце января, после которых было много задержанных, в том числе, в феврале задерживали людей, и как я понимаю, до сих пор несколько человек…
Магомед Евлоев:- Шесть человек сидят.
Ольга Шорина:- Шесть человек арестованы, и какое у них будущее, им что-то предъявлено, суды?
Магомед Евлоев:- Да, 26 января митинг, который проводился, все уведомления были сданы, все соответствовало закону, но его разогнали. Во время разгона митинга, теперь мы уж точно знаем, что охрана президента Ингушетии Муссы Медова, у них был разработан план дискредитировать этот митинг. В это время, когда на площади Согласия разгоняли наш митинг, в других районах Назрани шли какие-то непонятные поджоги, бросались бутылками с зажигательной смесью в гостиницу, совершенно несвязанные вещи - в одном месте идет митинг, разгон, а в другом месте какие-то беспорядки. И вот им вменяют вот эти вот массовые беспорядки, этим участникам. То есть, доложено наверх было в Москву, Москва очень внимательно следила за этими событиями, что вот видите, кто были митингующие, вот эти вот массовые беспорядки тут. Возбудили уголовное дело, на очень высоком уровне все это было, так жестко дано указание всех задержать, арестовать. И сначала четверых арестовали ребят, потом захватили Макшарипа Аушева и Магомеда Евлоева, моего полного тезку, который является родным братом жены Макшарипа, при их захвате использовалась …техника, спецназ.
Ольга Шорина:- Одним из лозунгов митинга было обращение к Путину, президенту на тот момент, к тому, чтобы он ввел прямое президентское правление.
Магомед Евлоев:- Нет, чтобы отстранил от должности…
Ольга Шорина:- Отстранил Зязикова, то есть, это был митинг против Зязикова в поддержку Путина?
Магомед Евлоев:- Да, формально в поддержку Путина, потому что курс Путина антикоррупционный, вот они с такими лозунгами хотели выйти против коррупции и за отставку Зязикова.
Ольга Шорина:- Скажите, пожалуйста, удалось ли каким-то образом, несколько раз обращались к Путину, когда он был президентом, донесли ли до него это обращение?
Магомед Евлоев:- Ну, Путин предпочитает верить Мурату Зязикову. Зязиков открыто его обманывает, показывает частные заводы, как построенные на государственные средства. Вот даже в январе, когда были приезды в республику высокопоставленных чиновников, Степашина, всех возили на частный кирпичный завод, который построило частное лицо, и по «Вестям» даже, федеральный телеканал «Вести» его завод показывают, как построенный на бюджетные средства. Такой обман, такая ложь, и население уже, честно говоря, потеряло веру, что Москва хочет реально там разобраться, хочет какого-то порядка в Ингушетии, ну и на Кавказе.
Ольга Шорина:- Тогда естественный вопрос: на что вы рассчитываете, Москва поддерживает Зязикова?
Магомед Евлоев:- А что делать народу. Тогда получается, брать в руки оружие и вооруженным путем свергать вот этот режим. Получается так, если, народу же не дали права, народ же не имеет права отзывать президента, президент назначается, народ лишили права выбора своего руководителя республики, поэтому других методов, кроме как жаловаться, писать, проводить митинги, больше ничего у людей нет.
Ольга Шорина:- После выборов президента планировался еще один митинг?
Магомед Евлоев:- Вот сейчас они, в связи с подписной компанией (я связывался с Магомедовым, с другими депутатами альтернативного парламента), они говорят, что мы сейчас все внимание пока уделяем подписной компании и ждем обещаний Медведева, которые якобы он дал двум жителям Ингушетии, которые были у него на приеме, ждем какой-то комиссии из Москвы для расследований злоупотреблений Мурата Зязикова. Хотя я им говорю: вы наивные люди, никакой комиссии не будет, Мурат Зязиков сидит крепко, он распускает слухи, что скоро уходит, чтобы вас успокоить. Я говорю: тут ничего не ожидайте, пока реально в России командует Путин, и Путин…
Ольга Шорина:- А почему поддерживает Зязикова, как вы думаете?
Магомед Евлоев:- Я думаю, Зязиков, он тонкий психолог, он сумел его каким-то образом убедить, что он очень полезен для этого региона. Хотя, на самом деле, он нанес очень серьезный вред авторитету федерального центра на Кавказе, очень серьезный.
Ольга Шорина:- Магомед, скажите, пожалуйста, а вот вы говорили о том, что два ингуша были у Медведева; кто это, как это произошло?
Магомед Евлоев:- Об этом информация была от нескольких лиц, что два ингуша попали на прием еще к до избранному президенту, на тот момент…
Ольга Шорина:- До инаугурации.
Магомед Евлоев:- Да, до инаугурации и рассказали о ситуации в республике, про вот эти взятки, коррупцию, про бардак, который Зязиков развел, обман насчет трех миллионов квадратных метров жилья, про другие факты. И те двое, кто побывал (я не хочу называть их фамилии, потому что они до сих пор пытаются, хотя многие знают, кто это), якобы им Медведев обещал, что как вступит в должность. Если действительно эта информация подтвердится, если то, что вы говорите, правда, то такого человека не просто нужно отстранять, а нужно его заключать под стражу; якобы сказал Медведев. И они ждут. Я говорю: зря ждете, не будет никакой комиссии.
Ольга Шорина:- То есть, Зязиков останется, по-вашему, мнению?
Магомед Евлоев:- По моему мнению, да. Там пока не дойдет ситуация до крайних вот этих всплесков, я думаю, они Зязикова будут держать у власти.
Ольга Шорина:- Готовятся ли еще акции протеста в Ингушетии?
Магомед Евлоев:- Да, по информации Магомеда Хасбиева они готовят митинги, если вот этих ребят не отпустят - Макшарипа и еще других там, готовятся акции неповиновения. Всех их сдерживает, вот пока их сдерживает вот эта подписная компания, и якобы, что комиссия приедет. Не знаю, как их искусно кто обманул, но вот они рассчитывают на эту комиссию, вот слухи идут, сейчас вся Ингушетия охвачена слухом - вот едет комиссия, и подписная компания сейчас идет, за возвращение на пост президента.
Ольга Шорина:- Речь идет о том, чтобы, речь идет о подписной компании за возвращение Аушева?
Магомед Евлоев:- Да, за возвращение на пост президента Ингушетии Руслана Аушева.
Ольга Шорина:- А как проходит эта компания, вы участвуете в её организации?
Магомед Евлоев:- Компания проходит, в освещении участвую. Мне Магомед Хасбиев звонит иногда, вот например дней четыре, пять назад 35000 уже было подписей. Но он, кстати, мне говорит: Магомед, все спрашивают, вот не будет ли это как то, что было с акцией «Я не голосовал», которая проводилась в Ингушетии.
Ольга Шорина:- Да, кстати, где коробки с заявлениями?
Магомед Евлоев:- Вот эта акция, которая действительно, я был сторонник доведения этой акции до конца, то есть, доведения до суда и до Генпрокуратуры заявления о возбуждении дел по фактам, на самом деле, массовых фальсификаций на выборах в Ингушетии. Реально люди не пришли на выборы.
Ольга Шорина:- Вот сколько там тогда было собрано заявлений?
Магомед Евлоев:- Под 90 тысяч, 87, 88, я уже точно…
Ольга Шорина:- Были сообщения о том, что эти заявления привезены в Москву?
Магомед Евлоев:- Они находятся в настоящий момент, до сих пор в Москве, все эти коробки, все упаковано в тома. В этот момент, как раз, начались у меня проблемы с уголовными делами, я вынужден был выехать за границу и, в принципе, в мое отсутствие группа инициативная, здесь было собрание диаспоры ингушской, там еще другие силы собирались, встречались и сказали: чего вы хотите добиться, мол, ладно, вы и так уже прозвучали на весь мир, уже все знают, что в Ингушетии на самом деле этих выборов не было. Но мы лишимся своего депутата, да, нам отменят выборы по нашему региону, мы останемся без своего депутата, потому что сейчас списочные выборы, по спискам, а не по округам, как раньше. И уговорили, эта комиссия приняла решение, то есть, инициативная группа, не доводить до конца эту акцию. Я категорически против.
Ольга Шорина:- В принципе, она будет продолжатся как-то, то есть, до прокуратуры она дойдет, все вот эти заявления?
Магомед Евлоев:- Нет, они даже не захотели сдавать эти заявления в прокуратуру. То есть, им указали, в том-то и дело, что они…
Ольга Шорина:- У вас есть желание переубедить этих людей?
Магомед Евлоев:- Есть, я работаю над этим, вот я приехал недавно, я приехал всего недели две назад, я начал эту работу, потому что я считаю, мы предали народ, люди подписывали, очень большое количество людей со своими фамилиями, подписями, паспортными данными, и зачем нам такую работу огромную проведенную, зачем нам пускать без следа…
Ольга Шорина:- Магомед, скажите, что касается подписной компании за Аушева, а с Аушевым-то кто-нибудь разговаривал?
Магомед Евлоев:- По моим данным Хасбиев Магомед, прежде чем объявить эту подписную компанию, они беседовали с Аушевым, Аушев не сказал ни да, ни нет. Аушев не хочет, скорее всего, вот так возвращаться в политику, он видит, у власти стоят не те люди, которые уважают честь, достоинство. Аушев все-таки афганец, он человек открытый. Сейчас не время таких политиков, и он это видит, наверное, поэтому и не лезет и не заявляет ничего. Но Аушев, он патриот своего народа, и если какой-то серьезнейший кризис будет в Ингушетии и вопрос встанет там или о бардаке или о гибели сотен людей, тогда Аушев, конечно, придет на помощь своему народу. Но пока-то до этого ситуация не дошла, люди сейчас думают уговорить его, они около ста тысяч подписей хотят собрать, это получается почти 80% населения совершеннолетнего. И хотят эти подписи направить с общим заявлением на имя Медведева, в котором попросить, что мы просим вам рекомендовать нашему народному собранию поставить на должность президента Руслана Султановича Аушева.
Ольга Шорина:- Магомед, скажите, вот зачем вам все это, вы бизнесмен, в Москве живете, зачем вам Ингушетия.py, уголовные дела?
Магомед Евлоев:- Я учился в 20-й школе города Малгабека, нас как-то там воспитали, вот все мои одноклассники такие, нас воспитали, привили нам чувство патриотизма, любви к своему народу, родине. Я всегда, и когда учился, был всегда, как бы, патриотом. На самом деле, я создал себе очень много проблем и по уголовным делам, и по бизнесу, и по родителям моим сейчас большое давление…
Ольга Шорина:- Сколько у вас сейчас уголовных дел?
Магомед Евлоев:- В общем, 8 уголовных дел, на меня и старые возбуждены и эти, целая система. Некоторые уже прекращены, некоторые пока в вялотекущем порядке расследуются. Поэтому, действительно, проблемы есть, но борьба за правду, потому что несправедливость сильна у нас в Ингушетии. В принципе, Ингушетия.py это единственный ресурс, который (вот этот факт, сегодняшнее решение, это очень серьезный удар по настроениям людей, потому что все живут сейчас нашим сайтом, вся правда оттуда об Ингушетии), и, в принципе, там-то они его будут смотреть, потому что спутники невозможно ограничить. Но все равно, вот факт того, что Москва пошла на такое, это еще один удар по вере людей, что все-таки какая-то справедливость осталась в этой стране. Это сильный удар, и это удар по авторитету, опять-таки, федерального центра, и удар по политике Москвы на Кавказе.
Ольга Шорина:- Магомед, как я понимаю, все-таки решение о закрытии сайта кунцевский суд Москвы принять не может, потому что сайт зарегистрирован в США?
Магомед Евлоев:- Сегодня у нас возник спор в судебном заседании, очень серьезный спор. Судья спрашивает прокуратуру: что вы подразумеваете под прекращением деятельности сайта Ингушетия.py, потому что есть доменное имя Ингушетия.py, есть IP-адрес, есть комплекс программного обеспечения, содержание которого находится на сервере в США. Прокуратура сама даже не смогла понять, что она хочет, то есть, объяснить: мы хотим закрыть сайт, мы считаем его СМИ. Ну, в принципе, судебная практика не признает СМИ сайт, если они не зарегистрированы и не имеют электронного свидетельства как СМИ.
Ольга Шорина:- А есть свидетельство?
Магомед Евлоев:- Нет. И что меня удивило, это то, что даже специалист, которого суд опрашивал (работники прокуратуры пригласили специалиста по Интернету), он полностью объяснил суть дела, что невозможно это, что сам хостинг сайта и сам сайт находится на территории США, договор с ними, закрыть его невозможно. И закрыть доменное имя тоже практически невозможно, потому что доменное имя закрывается по правилам, только если оспаривается авторство, какая-то компания оспаривает авторство. Но чтобы аннулировать доменное имя за то, что на этом доменном имени какой-то сайт работает, этого нет. Все равно суд все-таки рассмотрел ходатайство прокуратуры о приостановке деятельности сайта и принял такое решение сегодня.
Ольга Шорина:- Редакция будет продолжать работать?
Магомед Евлоев:- Я думаю, будет, сайт работу будет продолжать.
Ольга Шорина:- Спасибо вам большое, Магомед.
http://www.ingushetiya.ru/news/14387.html