В понедельник, 21 мая в Москве состоялась встреча рабочей группы по делам вынужденных переселенцев, созданной накануне несколькими ингушскими общественными организациями, с депутатом Госдумы от Ингушетии Баширом Кодзоевым. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM член Рабочей группы Калой Ахильгов, необходимость встречи обусловлена последними событиями вокруг ингушских вынужденных переселенцев из Западной Ингушетии. В ходе встречи речь шла о ситуации с возвращением ингушей в Западную Ингушетию, который они покинули в ходе осетино-ингушского конфликта осени 1992 года.
Напомним, что 18 мая противоречивые комментарии осетинской и ингушской сторон вызвали события в поселке Майский на демаркационной линии части Ингушетии, оккупированной Осетией и Ингушетией. В этом поселке, состоящем в основном из вагончиков, ингушские вынужденные переселенцы проживают более 14 лет. В 2005 году власти Осетии предложили жителям Майского перебраться в специально строящийся для них поселок Новый, находящийся в оккупированной Западной Ингушетии на удалении от границы с Ингушетией. Однако с таким вариантом согласились не все жители Майского, многие из которых требовали возвращения именно в те села, где они жили до 1992 года.
По данным МВД Осетии, 18 мая два вагончика вынужденных переселенцев по решению суда было перенесено из поселка Майского в поселок Новый. осетинское МВД "опровергло" появившуюся в ряде СМИ информацию о какой-либо масштабной милицейской акции в Майском.
В тот же день 18 мая в Москве председателем Госдумы Борисом Грызловым была принята делегация ингушских вынужденных переселенцев из Западной Ингушетии, которая до настоящего момента оккупирована Осетией. Как сообщили ИА REGNUM члены ингушской делегации, на встрече обсуждалось требование о возвращение вынужденных переселенцев в Западную Ингушетию.
Для прояснения ситуации с возвращением вынужденным переселенцев в Пригородный район корреспондент ИА REGNUM в Осетии обратился к главе оккупационной администрации Западной Ингушетии, (так называемого "Пригородного района") Георгию Джиоеву.
"Администрацией местного самоуправления района проводится немалая работа по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, оказывается возможное содействие процессу возвращения и обустройству граждан, пострадавших во время событий октября-ноября 1992 года, - заявил Джиоев. - С апреля 2005 года под непосредственным руководством полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, его заместителя Виктора Анпилогова и сотрудников аппарата возобновили процесс постконфликтного строительства, приостановленного после событий в Беслане. Проведенная работа позволяет утверждать о практическом завершении процесса возвращения в так называемые "беспроблемные" населенные пункты, которые необходимо вывести за скобки политического урегулирования и решить проблему обустройства их жителей в обычном порядке."
Комментируя ситуацию вокруг выселения из поселка Майский, Джиоев сказал: "В настоящее время в поселке Новый (куда переселяют жителей из Майского - ИА REGNUM) проживает и обустраивается 275 семей - 1055 человек, здесь ведутся работы по его благоустройству. Заасфальтирована центральная улица, остальные отсыпаны гравием. Задействованы электрические и водопроводные сети, идет, причем ускоренными темпами газификация, проводятся работы по модернизации электроснабжения." Как заявил Джиоев, земли там выделяются тем, "кто изъявил желание обустроиться вне мест прежнего проживания" - то есть вне сел Западной Ингушетии, покинутых ингушами в 1992 году. При этом, по словам Джиоева, из всех сел Западной Ингушетии проблемы с возвращением ингушей сейчас существуют только в двух - Шолхи (Октябрьском - административном центре района) и в селе Джейрхой-Юрт(Ир), "так как именно здесь в период вооруженного конфликта 1992 года происходили наиболее ожесточенные столкновения с большим количеством жертв, без вести пропавших среди осетинского населения - их матери, братья, дети проживают здесь, и этот фактор следует учитывать."
"В то же время должен отметить, что оперативному решению их обустройства, улучшению морально-психологического климата в районе мешают непрекращающиеся заявления как со стороны официальных представителей различных структур Республики Ингушетия, так и со стороны отдельных граждан ингушской национальности о принадлежности территории Западной Ингушетии Республике Ингушетия. Официальные структуры, общественные организации Ингушетии не проявляют инициативы о налаживании добрососедских отношений, активность проявляется только с нашей стороны," - сказал глава оккупационной администрации района.
Несколько иную точку зрения на возвращение ингушей в Западную Ингушетию высказали корреспонденту федеральной редакции ИА REGNUM представители ингушской рабочей группы, участвовавшие во встрече с Борисом Грызловым в Москве. "Сегодня для лиц ингушской национальности пять закрыты полностью, пять - частично, и это поддерживается властями Осетии, руководством Южного федерального округа", - сказал руководитель этой группы Амир Бекбузаров. По его словам, пять сел закрыты из-за "водозабора". Он уверен, что закрыты села незаконно: "Все доказательства имеются. Говорят, что там водоохранная зона, хотя с 1957 года здесь стоят поселки. Всего четыре водооткачки на одном берегу Терека, и 58 на другом, но 56 из них - заморожены".
Сенатор от Ингушетии Иса Костоев в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил, что, по его данным, в Западной Ингушетии нет сел, возвращения в которые вынужденных переселенцев не встречало бы проблем. "Примерно 10-15 сегодня остаются фактически закрытыми, - сказал Костоев. - Почему они закрыты? Вероятно, психологически их жители не готовы принять своих бывших соседей". Он также не согласился с информацией о создании в поселке-резервации Новый необходимой инфраструктуры: "Как такового поселка нет. Им предлагают поставить вагончики и поселиться в этом поле. Если даже им в Швейцарии или на Гавайских островах предложат особняки бесплатно, они все равно будут требовать, чтобы их вернули домой. Таков их менталитет".
"Люди доведены до отчаяния, - сказал корреспонденту ИА REGNUM председатель ингушского координационного центра Москвы и Московской области Салман Наурбиев. - Беженцы из Западной Ингушетии, города Буро (т.н. "Владикавказа") в течение нескольких лет живут в невыносимых условиях. Летом жарятся в вагончиках, зимой мерзнут там же. Есть поручение президента до конца 2006 года решить вопрос о возвращении беженцев в места прежнего проживания. Вопрос не решен. Наоборот, докладывают всякие небылицы, что нам предлагают условия, а мы якобы отказываемся, что местное население возражает. Говорят о невозможности совместного проживания. Этот лозунг дважды отменял Конституционный суд РФ".
"Люди приезжают в Москву, и они не уедут, пока не будет принято решение, - прокомментировал Наурбиев деятельность ингушский инициативных групп в столице. - Мы не хотим дестабилизации обстановки, но ведь они ничего не просят, только верните их туда, откуда им пришлось уехать". По его словам, в Москве в акции протеста могут участвовать более 1000 вынужденных переселенцев.
Всего в настоящее время, по данным главы оккупационной администрации, так называемого "Пригородного района" Джиоева, на территории района проживает 20853 гражданина ингушской национальности (4139 семей). "Этой категории граждан выдано свыше четырех тысяч полисов обязательного медицинского страхования, они имеют регистрацию по месту прежнего проживания, включены в списки избирателей," - подчеркнул "глава района". Он также сообщил, что помимо ингушей в районе на учете по улучшению жилищных условий состоят 1587 семей нелегальных мигрантов из внутренних районов Грузии и других стран СНГ. "В течение 20 лет в районе жилищное строительство не ведется, нет свободного жилого фонда," - притворно "сетует" Джиоев, прекрасно зная, что осетинские власти не ведут строительства и не вкладывают средств из-за того, что прекрасно понимают, что захваченные территории все равно придется отдать законным хозяевам-ингушам.
www.regnum.ru/news/831348.html
http://ingushetiya-ru.livejournal.com/129202.html?mode=replyhttp://ingushetiya-ru.livejournal.com/127383.html