КИНО я слушаю очень много лет, еще со школьной скамьи. Но с годами меняется отношение к песням и даже альбомам.
Ранние альбомы:
"45"
"46"
"Последний герой"
"Начальник Камчатки"
"Ночь"
"Это не любовь"
гораздо глубже, чем кажутся на первый взгляд. Это была некоммерческая еще музыка и ребята просто разыгрывались, что не мешало Цою оттачивать свой стиль стиха, емкого и режущего, как бритва. И обсуждать их в принципе незачем. Это явление в культуре, которое можно принимать или не принимать.
А вот с "Звездой по имени Солнце" и "Группой крови" не все так однозначно. К этим годам КИНО уже собирала стадионы. И если раньше мне больше нравилась "Звезда", а "Группа крови" казалась какой-то смятой, сейчас отношение поменялось с точностью до наоборот. Кассета до середины идеально выстроена стилистически. Это музыкальный пласт, крепко сбитый в несколько десятков минут аудиокассеты.
Сначала удар, хит-боевик "Группа крови".
Кино -
Группа крови на
Яндекс.МузыкеПотом, чуть прибавив темп, лирический гимн свободолюбию, который не портит даже драм-машина "Закрой за мной дверь, я ухожу".
Кино -
Закрой за мной дверь, я ухожу на
Яндекс.МузыкеПотом еще минус темп, песня-тревога, песня катастрофа, песня-слоган "Война". Между землей и небом война. Отличная, хоть и однообразная ритм-гитара, тянущие проигрыши, нагнетающие грусть. В целом, Цою нужно было написать именно эту песню. Четыре слова сделаи его бессмертным.
Кино -
Война на
Яндекс.МузыкеЕще минус темп. Спокойная ночь. Умиротворение.Но тревога все равно струится где-то между одиночными ударами большого барабана, читается в голосе Цоя. Тревога и печаль.
Кино -
Спокойная ночь на
Яндекс.МузыкеИ вот, кульминация альбома. "Мама мы все сошли с ума".
Кино -
Мама, мы все сошли с ума на
Яндекс.МузыкеТочные выстрелы барабанов во вступлении, короткие отрывистые фразы как речевые, так и музыкальные, каждая из которых способна стать самостоятельным произведением! Это высокая поэззия, пролившаяся на наши души из разбитой и перемотанной изолентой "Электроники-302". Нарочито взятая дисгармония в рефрене "Мама мы все тяжело больны" только подчеркивает тяжесть этой фразы.
Кино -
Бошетунмай на
Яндекс.МузыкеИ вдруг резкая перебивка настроения, ритма, благотворный, уверенный голос Цоя. Непонятная, неоцененная "Бошетунмай" (само это слово рвет шаблоны). Будто бы все позади. Стихи-скороговорки проговариваемые в куплетах. "Свет-газ-телефон-горячая-вода". Ярче только, пожалуй у Летова "В каждом доме" - но там глубокое погружение в печаль, а здесь почти благолепие.
Кино -
В наших глазах на
Яндекс.МузыкеИ снова перебивка, тревога и грусть становятся главной темой, слышится призыв, но вялый, не "Группа крови" и не "Мама". Что тебе нужно, выбирай. Отрешенность. Неустроенность. Неудовлетворенность. Мы выходили под дождь и пили воду из луж. Оркестр играет туш, но хотелось другого. "В наших глазах". И снова призыв "Попробуй спеть вместе со мной". На мой вкус, песня не удалась. Отличные стихи, но как-то неправильно спеты. Откровенная фальшь местами да еще на два голоса(характерно для Цоя, ведь он не оперная певица), неприятный припев.
Попытку развеять тоску призван гоп-стоп марш "Прохожий".
Кино -
Прохожий на
Яндекс.МузыкеЗачем это здесь? Весело, но вообще не в цвет.
И вот опять смена настроения, теперь уже открытая угроза. "Дальше ДБМ".
Кино -
Дальше действовать будем мы на
Яндекс.МузыкеУ нас есть амбиции, мы живучи как кошки. У нас есть права. У нас есть униформа - плащи. Самоутвердились за счет Прохожего и создали какую-то тайную организацию.
И вот, наконец, жемчужина альбома "Легенда".
Кино -
Легенда на
Яндекс.МузыкеВот что бывает после Войны. Бессилие, грусть, утрата всего вокруг, усталость, осознание собственного ничтожества. Вороны облетают поле бившихся тел, ныне мертвых. А вокруг все такое же небо и звезды и гибель нескольких людей ничего не изменила вообще. Жизнь только слово, есть лишь любовь и есть смерть. И песня.
Кто будет теперь петь, Виктор Робертович?