Итак, с чего бы начать? Ну, во-первых, по тем или иным причинам, игры стали моим главным развлечением, вытеснив с этой позиции фильмы. Во-вторых, сменился набор игровых платформ: если год назад это, в порядке убывания потраченного времени, были PC - PS3 - iOS - PS2 - 3DS(катина) и Wii в гостях, то теперь iOS полностью вылетел из списка, а PS2 отсутствовала в нём весь прошедший год, хоть уже и готовится к триумфальному возвращению. В новом году уместно говорить уже о ряде PC - 3DS - PS3 - Wii - Wii U - невооружённым глазом видно вторжение Nintendo, обусловленное приобретением аж трёх консолей этой компании. Причём, в следующем году Nintendo должна ещё больше усилиться - в этом я на Wii и Wii U играл лишь в малую часть того, во что хотел бы. Учитывая то, что я выше сказал о PS2, это снова будет не год кинофильмов, но год видеоигр.
Ожидания от 2014 года? Да никаких. Мне же наплевать на год выхода игр, так что даже если вообще ни что не выйдет в новом году, меня это мало затронет. Конечно, в какие-то относительно новые игры я играю время от времени, но не целенаправленно. Для меня же 2014 год должен стать входом в мир Final Fantasy - я планирую в какой-то момент начать одновременно три части проходить: на PS2, Wii и 3DS. Ещё планирую PS Vita купить, благо игры для неё бесплатно через PlayStation Plus получаю. На PS4 в 2014 году пока игр не анонсировано, а всяческие XBox я разве что напрокат бы взял, ради сериала Halo. Так что, формирование коллекции игровых устройств подходит к концу. Неизбежно много в новом году будет и Марева с Зелдами, пусть даже что-то я и намеренно отложу на 2015. Очевидно, продолжится и общий курс на японские игры - в ушедшем году они были безоговорочно лучшими.
За год я поиграл в огромное количество игр (больше пяти десятков) и большую часть из них прошёл. Некоторые затянулись у меня на столь долгий срок, что из-за них пришлось отложить подведением вот этих итогов на несколько недель. Более того, в некоторые я ещё не наигрался, и оторвался от них только чтобы успеть пройти сюжетные части других до того, как откладывать итоги дальше уже некуда станет. Но есть и такие игры, освещение которых лучше отложить на будущий год: двадцать часов - слишком мало, чтобы оценивать замечательную Pokemon X, поэтому её ждите в лидерах в будущем году, как и Metal Gear Rising: Revengeance, которую я за весь год так и не сподобился поиграть больше получаса. Хотя звание лучше игры, которую я смотрел, но не играл, MGR: Revengeance точно получает.
Кроме того, надо отметить, что я стал намного больше читать об играх, желая лучше ориентироваться в теме. Причём, могу читать что угодно, о чём угодно, если автор увлекательно пишет. И начал во второй половине осени сам немного писать на один из крупнейших российских сайтов. Пока что на моём счету шесть десятков новостей (в последнее время они часто становятся лучшими русскоязычными на данную тему), два перевода больших статей (правда за мной исправлять немало пришлось, пусть во второй раз и меньше) и не выдающийся, но очень своевременный авторский материал в честь юбилея консоли Sega Mega Drive. Мне за это не платят, впрочем. Пишу для себя - ради опыта, самосовершенствования и возможности влиять на заголовки и тексты популярного сайта. Ну и в надежде рано или поздно как-то использовать появившиеся связи (хотя бы для покупки какой-нибудь редкой вещи непосредственно в Японии, например). И про переводы ещё: в играх я теперь намеренно включаю английский язык, если он доступен.
Сперва я поведу речь о тех играх, которые...
...просто позорище:
- Ridge Racer Unbounded. Вероятно, худшие гонки на моей памяти: ни зрелищности, ни разрушаемости, ни узнаваемых машин. Ничтожество, а не игра.
- Need for Speed: Most Wanted. Оригинал был очень хорош. Предшественник был в меру хорош. Как из их сочетания вышла такая дебильная покатушка - не понимаю.
...меня так или иначе разочаровали и не были пройдены:
- Red Alert 3. Прям какой-то худший пример стратегии в реальном времени. Обмылочная картинка и тупая скучная кампания, которую не спасают даже отличные клюквенные видеоролики с голливудскими актёрами. Поиграл часа четыре и забросил. Неоднократно хотел дать ей второй шанс, но своё время жалко.
- Double Dragon Neon. Возвращение классики вышло каким-то безликим. Главная моя претензия - к управлению: достойные представители жанра предлагают такой же ассортимент боевых приёмов при вдвое меньшем количестве кнопок.
- Hitman: Absolution. Симулятор киллера, к сожалению, отличается какой-то слишком специфичной внутренней логикой, из-за чего игра сводится не к поиску умного решения, но к "угадай фантазию игрового дизайнера". Прошёл больше половины и забросил сразу после успешного, но идиотского, выполнения очередной миссии.
- Deponia. Образцовый пример плохой адвенчуры, строящейся на задачках в духе "собери вертолёт из сопли, резинки для трусов и пары выдуманных нами материй". Сценарий разве что неплох.
Prince of Persia: Warrior Within. После чудесной первой части мы с Катенькой (большой поклонницей в том числе и третьей части) совсем не того ждали от сиквела. В нём плохо всё, что только можно было испортить.
- Just Cause 2. Огромный открытый мир - целый тропический архипелаг с городами, деревнями и военными базами. Но я предпочитаю, чтобы геймдизайнер и сценарист делали свою работу, а не предлагали мне самому себя развлекать. Да и сделано тут всё, чего уж скрывать, очень топорно - явно гнались за количеством только.
Giana Sisters: Twisted Dreams. Я долго не понимал, чем мне не нравится этот платформер с возможностью переключаться между двумя "измерениями" одного мира. Пенял на высокую сложность в сочетании с собственной криворукостью. Но правда, скорее всего, в том, что здесь разных игровых механик чуть ли ни меньше чем в Марио 1985 года - они наскучивают быстро.
...не разочаровали, но всё же не смогли увлечь до финальных титров:
- I Am Alive. Этакий дешёвый вариант хитовой The Last of Us. Постапокалипсис, человек человек волк, отеческий долг. У игры много отличных идей, но все они так и остались недоразвитыми. Сиквел, которого не будет, мог бы стать для игры тем, чем стал Assassin's Creed II для собственной первой части.
- Jack & Dexter. Вполне годный платформер, но его красочный открытый мир плохо сочетается с необходимостью обшаривать каждый угол в поисках нужных предметов.
- Quantum Conundrum. Паззл-платформер с видом от первого лица, замедлением времени и играм с гравитацией от одной из авторов гениальной Portal. Однако, игровой процесс слишком монотонный, а сюжета толком и нет.
....были пройдены, но оставили больше вопросов, нежели восторгов:
- Max Payne 3. Стрельба из-за укрытий стала не такой увлекательной, но самая большая беда - сценарий, оставляющий равнодушным к злоключениям героя. Ну и, конечно, игра оставила бы куда лучшее впечатление, не эксплуатируй она славное имя.
- Botanicula. Простенькая адвенчура про маленьких существ, живущих на растениях. Задачки слишком примитивны, но как интерактивный мультфильм Botanicula довольно хороша.
- Pokemon Link! Полученная в нагрузку к консоли простенькая игра в жанре "соедини_три". Впрочем, тут есть даже простенький сюжет с заставками, да и игровой процесс хорош ровно настолько, насколько вообще можно быть в этом жанре.
Star Wars: Republic Commando. Чуточку-тактический шутер от первого лица во вселенной Звёздных Войн. Ничего особенного - я даже с трудом вспомнил, прошёл ли его до конца. Но ведь всё-таки прошёл же.
Assassin's Creed: Revelations. Завершение трилогии об Эцио вышло скомканным в плане повествования, а также скучным и вторичным с точки зрения игрового процесса. А ведь начало трилогии, ACII, год назад боролось за звание лучшей игры года!
LEGO Lord of the Rings. Много фан-сервиса хорошего, но сама игра слишком простая и примитивная.
Warhammer 40K Spacemarine - тупенький экшн-шутер от третьего лица с кровищей.
Сорок первое место
Awesomenauts - мультипликационный сетевой платформенный боевик со множеством различных персонажей и умений. Тот случай, когда игра остро нуждается в крупнобюджетном ремейке.
Сороковое место
Bomberman Land Touch 2 - приятный сборник мини-игр, умело объединённых общим мета-геймплеем и даже каким-то подобием сценария.
Тридцать девятое место
Ace Combat: Assault Horizon - крутой авиационный экшн, этакий Call of Duty про самолёты и вертолёты. Особые достоинства: воздушные бои в узнаваемых местах мира и анимешные расцветки летательных аппаратов.
Тридцать восьмое место
Death Rally - неожиданно приятные гоночки со стрельбой, учитывая их смартфонное происхождение. Непривычное управление и хороший ассортимент машин и апгрейдов тоже сойдут за достоинства.
Тридцать седьмое место
FTL: Faster Than Light - уникальное приключение в космосе, где цель одна - выжить. Несколько членов команды и различные отсеки корабля, за которыми нужен глаз да глаз. Но слишком уж бюджетная, неопрятная. Почётная медалька за игровой процесс.
Тридцать шестое место
Counter-Strike: Global Offensive - всё та же "контра", только с современной картинкой. Фанатом не являюсь, но сколько-то часов побегал с удовольствием. Вполне годный сетевой командный боевик.
Тридцать пятое место
Lord of the Rings: War in the North - не слишком изобретательный экшн, который становится намного приятней при игре вдвоём. Кроме того, здесь неплохой сценарий. Почётная медалька за кооперативный режим.
Тридцать четвёртое место
Trine 2. Вторая часть паззл-платформера не так лаконична как первая, но всё равно хороша. И позволяет играть вдвоём.
Тридцать третье место
Mario Kart Wii - покатушки с персонажами игр сериала Марио. Бонусы, различные средства передвижения, ускорения, оружие и весёлые заезды в кампании из четырёх человек. Жаль лишь, что графика глаз не радует. Почётная медалька за игровой процесс.
Тридцать второе место
Uncharted 2: Among Thieves - кинематографичный авантюрно-приключенческий боевик, выполненный с небывалым уровнем детализации и постановки. Но игровой процесс оставляет желать лучшего. Почётная медалька за режиссуру.
Тридцать первое место
Kirby's Epic Yarn - милый, но слишком лёгкий платформер для двух игроков. Уникальной чертой является игровой мир. полностью созданный будто из ткани и пряжи. Лучший визуальный стиль.
Тридцатое место
Sonic & All-Stars Racing Transform - весёлые покатушки с героями игр компании Sega. В наличии различные бонусы, виды оружия и возможность трансформации транспортных средств при необходимости в водные и в воздушные. Множество игр поделились не только персонажами, но и необычными трассами. Можно играть даже впятером. Лучшие несерьёзные гонки года. Лучшая WiiU-игра года.
Двадцать девятое место
Uncharted 3: Drake's Deception - ещё один крутой кинематографический экшн, который исправляет часть геймплейных ошибок предшественника, но делает новых - в сценарии. Почётная медалька за режиссуру.
Двадцать восьмое место
Mario Party 8 - отличное развлечение для компании друзей. Симбиоз сборника мини-игр с настольной игрой дарит уникальные впечатления и обеспечивает азартные схватки. Лучшая игра для трёх и более человек. Почётная медалька за игровой процесс.
Двадцать седьмое место
Warlock: Master of Arcane - крутой фэнтазийный последователь идей Civilization и Master of Magic. Всё время хочется сделать ещё один ход. Почётная медалька за бесконечность
Двадцать шестое место
Remember Me - увлекательный киберпанк-экшн с интригующим сценарием и необычной боевой системой. Но не доведённый до ума. Почётная медалька за сценарий.
Двадцать пятое место
Prince of Persia: The Sands of Time - увлекательный персидский экшн, весьма инновационный для своего времени. Почётная медалька за смелость и инновации.
Двадцать четвёртое место
Hotline Miami - дикий адреналиновый боевик в ретро-стиле. Убей или будь убитым - у тебя нет права на ошибку. Почётная медалька за игровой процесс.
Двадцать третье место
DIRT3 - новая часть внедорожных гонок от Codemasters не смогла определиться в какую сторону пойти и зависла между симулятором и покатушками. Кроме того, игра страдает от назойливых DLC. Но к технической части придраться сложно. Почётная медалька за пребывание последней надеждой в жанре.
Двадцать второе место
F1 2012. Ежегодный симулятор Формулы-1 по-прежнему далёк от идеала и даже от Grand Prix 4 двенадцатилетней давности. Тем не менее, конкурентов у него нет, как и крупных недостатков. Лучшие серьёзные гонки года.
Двадцать первое место
Assassin's Creed: Brotherhood - вторая серия приключений Эцио. Сюжет уже начал катиться на дно, да новое место действия уступает предыдущим, но игровой процесс сделал небольшой шажок вперёд.
Двадцатое место
Tomb Raider - удачный перезапуск известной франшизы. Получился эффектный, красивый и интересный экшн. Но не более того. Игровой мир недостаточно богат возможностями, а сценарий чем дальше, тем менее крутой. Почётная медалька за игровой процесс.
Девятнадцатое место
Bioshock - весьма крутой шутер от первого лица, позволяющий экспериментировать и вообще дающий немало пищи для ума своим сценарием и задачками. А ещё на его счету Лучший поворот сюжета года.
Восемнадцатое место
Sleeping Dogs - криминальное экшн-приключение в Гонконге. Авторы явно вдохновлялись лучшими, но сами не смогли вытянуть должны уровень качества - игра выглядит откровенно бюджетной, пусть и талантливой.
Семнадцатое место
Vanquish - отличный футуристично-клюквенный шутер от третьего лица, позаимствовавший динамику аж у слэшеров - не зря же его авторы работали на Devil May Cry, Bayonetta и MGR: Revengeance. Лучший шутер года.
Шестнадцатое место
Advance Wars: Dark Conflict - замечательная пошаговая стратегия в постапокалиптическом мире. Неплохой японский сценарий сочетается с хорошо проработанным тактическим игровым процессом. Лучшая новая стратегия года.
Пятнадцатое место
Super Mario 3D Land - просто замечательный платформер с Марио. К сожалению, страдает от нерешительности авторов замахнуться на что-то великое. Почётная медалька за игровой процесс.
Четырнадцатое место
Paper Mario: Sticker Star - необычный гибрид платформера, адвенчуры и JRPG да ещё и в мире, целиком сделанном из бумаги, что регулярно отражается на игровом процессе и встречных препятствиях. Почётная медалька за юмор. Почётная медалька за головоломки.
Тринадцатое место
Sid Meier's Civilization V попадает в Итоги Года второй раз подряд, но она этого сполна заслуживает регулярно выходящими дополнениями. Превосходная игра. Она одна оправдывает существование PC как игровой платформы. Лучшая стратегия года. Почётная медалька за бесконечность
Двенадцатое место
Half-Life 2. Культовый шутер от первого лица на самом деле вовсе не крут как стрелялка, но зато очень хорош в роли приключения. Но самое главное - авторы не боятся всю первую половину игры каждые полчаса экспериментировать с игровыми жанрами и необычными игровыми механиками. Почётная медалька за игровой процесс. Почётная медалька за смелость и инновации.
Одиннадцатое место
Risen 2: Dark Waters - пиратская романтика, йо-хо-хо! Я не сразу оценил эту немецкую ролевую игру, но в последствие она оказалась очень прилипчивой. Лучший сюрприз года. Лучшая западная RPG года.
ДЕСЯТОЕ МЕСТО!
Catherine - удивительная история мистической любви, измен и кризиса среднего возраста, поданная через симбиоз платформера, головоломки и визуальной новеллы. Лучшая восточная адвенчура года. Почётная медалька за сценарий.
ДЕВЯТОЕ МЕСТО!
Torchlight 2 - лучшая кооперативная игра года. Не зря мы её вдоль и поперёк с Катенькой прошли. На пользу игре идёт и яркий гротескный визуальный стиль. Лучший западный экшн-RPG года.
ВОСЬМОЕ МЕСТО!
Animal Crossing: New Leaf - удивительный в своей прилипчивости симулятор...умиления. Он же - симулятор добросовестного мэра города. Можно удить рыбу, выращивать фрукты, ходить в гости к друзьям, собирать жуков, строить кофейню, тусить в клубе и ещё много других действих, зависящих от времени суток и календаря. Почётная медалька за бесконечность. Почётная медалька за дружелюбие и онлайн.
СЕДЬМОЕ МЕСТО!
The Walking Dead - лучшая западная адвенчура года. Интересный сценарий и ненавязчивый игровой процесс образуют действительно одно целое. Почётная медалька за сюжет. Почётная медалька за качественную революцию в жанре.
ШЕСТОЕ МЕСТО!
Mark of the Ninja - лучший стелс-экшн года. Лучшая PC-игра года. Одинокий ниндзя, преследующий свои цели. Множество охранных систем, врагов и ловушек ждёт его, но умелого воина не остановить - он всегда найдёт решение. Почётная медалька за игровой процесс.
ПЯТОЕ МЕСТО!
Rayman Origins - Лучший кооперативный платформер. В первый же вечер играл до пяти часов утра - настолько это увлекательная и красивая игра. Почётная медалька за визуальный стиль. Лучшая PS3-игра. Почётная медалька за игровой процесс.
ЧЕТВЁРТОЕ МЕСТО!
Super Mario Galaxy - одна из двух в этом списке самых изобретательных игр года. Тут нет двух похожих игровых миров или двух похожих боссов. Тут что ни уровень - то буйство такого количества идей, воплотить которые в рамках одного проекта и одного жанра не решался никто и никогда. Постоянно что-то новое, и даже сюжет здесь совсем не такой, как в других играх про Марио. Лучший игровой процесс года. Почётная медалька за смелость и инновации. Лучшая Wii-игра года.
ТРЕТЬЕ МЕСТО!
The Legend of Zelda: Ocarina of Time 3D - лучшая экшн-приключенческая игра года. Идеальное сочетание исследования подземелий, разгадывания тайн, боёв с боссами, сбора артефактов и множества других занятий. Однако, возраст даёт о себе знать - контента в игре по нынешним меркам маловато. Почётная медалька за игровой процесс. Почётная медалька за музыку.
ВТОРОЕ МЕСТО!
The World Ends With You - необычайное сочетание слэшера с уникальной системой управления и JRPG. Вдобавок тут крайне оригинальный игровой мир, тесно переплетающийся с молодёжными субкультурами и модными течениями японской столицы, и увлекательный сценарий. Но главное - фантастическая, гениальная, незабываемая боевая система! Рецензия будет в ближайшее время - я почти прошёл игру. Лучшая восточная RPG года. Лучший саундтрек года. Лучшая DS-игра года. Почётная медалька за боевую систему. Почетная медалька за оригинальность во всём.
!ПЕРВОЕ МЕСТО!
Samurai Warriors: Chronicles. Японский слэшер с не самой богатой боевой системой, если смотреть на одного бойца. Но их тут четыре десятка - и каждый со своим уникальным набором атак и умений. Кроме того, в этой игре потрясающий сценарий - он не оригинален, и вообще является заслугой исторического хода событий, но умело и подробно поданная история японской феодальной раздробленности захватывает лучше иной художественной литературы и просвещает лучше иного учебника. Лучшая игра года. Лучший сценарий года. Лучший экшн года. Лучшая 3DS-игра года.
Тут важно понимать, что вся первая тройка яростно сражалась за победу в течение не одного месяца. И, непосредственно в момент игры, каждая из них восхищает так сильно, что подталкивает назвать себя лучшей. Да и Super Mario Galaxy тоже в эту борьбу в первой тройке регулярно вмешивался, пусть на абсолютную победу так и не замахнулся. Но Samurai Warriors действительно запредельно хороши с точки зрения сценария - это увлекательное и подробное историческое полотно, пробуждающее обширный интерес к теме. В этом смысле никто и близко с этой игрой не стоит больше.