Про 7 чудес света

Mar 20, 2015 14:13

     До настольной игры 7 Wonders я добирался преступно долго. У меня сложилась неплохая традиция покупать лучшую игру года: Dominion, Small World, 7 Wonders, King of Tokyo... Ой, нет. 7 Wonders я не купил  ни на следующий год после её награждения, ни два года спустя. Почему-то так сложилось. Зато нам её maus_san подарил полгода назад, оказав этим большую услугу. Впрочем, прошло ещё несколько месяцев, прежде чем мы наконец-то до неё добрались. Да и тогда, даже на фазе чтения правил, не все были довольны идеей.
      Между тем, правила 7 Wonders просты и логичны. Игроки получают на руки семь карт, в свой ход одну из них играют, а остальные передают соседу слева (во второй из трёх фаз партии - справа). Все карты играются одновременно и лицом вниз. В новый ход действия повторяются, и так шесть раундов. Затем наступает вторая фаза с абсолютно той же механикой процесса - только колода уже другая. После окончания третьей фазы партия завершается и начинается подсчёт очков.
      В свой ход важно сыграть не только то, что выгодно тебе самому, но и учитывать интересы конкурентов, в особенности того, кому отдаёшь оставшиеся карты. Порой выгодней не сыграть карту в свой город, а продать за деньги ту, которая бы очень пригодилась твоему соседу, но тебе ни к чему. А планируя долгосрочную стратегию, надо прикидывать, каковы шансы на то, что та или иная карта есть и соперников, и дойдёт ли она до вас.


Видов карт очень много, но цветовых категорий все семь: красные - военные, зелёные - научные, синие - культурные, жёлтые - торговые, коричневые - ресурсодобывающие, серые - производственные и фиолетовые - гильдии (их одним словом не объяснить). Логично предположить, что строить в городе всё и сразу не лучшая идея. Но вариантов масса. Можно вкладываться в добычу ресурсов (это придётся сделать всем, но степень может быть очень разной), что позволит облегчить строительство (особенно в первой половине игры) и нажиться на продаже их соседям (если вам повезло, и вы вложились именно в то, чего у них нет). Серые карты производства производства позволяют получать продвинутые материалы - они тоже пригождаются в строительстве (во второй половине партии) и их тоже можно продавать. Но без них можно обойтись порой. И наоборот - иногда отсутствие как у вас, так и ваших соседей (а торговать можно только с ними) производства стекла может полностью сломать вам тактику, просто потому, что её разгадали, и кто-то эти карты продал. Жёлтые торговые карты позволяют по дешёвке покупать те или иные ресурсы у соседей и порой вполне успешно заменяют серьёзные инвестиции в ту или иную область. Ни коричневые, ни серые, ни жёлтые карты очков не приносят.
      В то же время, есть синие карты культуры, которые приносят напрямую очки. Но строить их не всегда просто и далеко не каждый решается в них вкладываться. Несколько упрощает дело то, что существуют цепочки, позволяющие строить следующее здание бесплатно, если у вас уже есть предыдущее. Эта схема так же работает и с зелёными, и с жёлтыми и с красными картами. Зелёные - наука, они тоже приносят победные очки, но по специальной схеме, подталкивающей строить только определённые, здания. Красные - военные укрепления. После каждой из трёх фаз проходят бои, где каждый из игроков сравнивает свою силу с соперником. Проигравший теряет очки, а выигравший - получает. Тут много завязано на соседях (да как и всё в этой игре): порой проще уступить победу соседу слева, чем гнаться за ним. В то же время, если сосед справа совсем плюнул на войска, то можно слегка вложиться в них, чтобы у него выиграть. Учитывая, что после второй и третьей фаз победа куда ценнее поражения, то проигрышь одному вкупе с победой другому всё равно даст вам победные очки. Размазать же обоих соседей - хорошая идея и популярная. Но представьте своё лицо, если в последний момент кто-то резко развился, и вы всё же проиграли бой! Все вложения впустую! Тут очень важно уметь прогнозировать и не бояться рисковать.
      Что же касается различных фиолетовых карт гильдий (приходящих на руку только в третьей фазе), то они приносят вам некоторое количество победных очков в зависимости от того, какие здания преобладают у противников. Если соседи много производят, то соответсвующая гильдия может хорошо вам пригодиться, если этой карте позволят до вас дойтиь (а каждая гильдия только одна в колоде). И так с каждым из цветов, хотя только этим эффекты гильдий и не исчерпываются.


В завершение же хочу напомнить, что игра называется "7 чудес". Каждый из игроков отстраивает один из знаменитых городов: Александрию, Эфес, Гизу, и т. д. В городе можно построить чудо, состоящее из (как правило) трёх ярусов. Сделать это непросто, и часто ресурсов не хватает. Но зато в момент постройки очередного яруса вы получите заметную награду: в половине случае это просто победные очки, но часто и различные эффекты, усиливающие вас с той или иной сфере. Кроме того, каждый город на старте производит разные ресурсы. А карточки с городами ещё и двухсторонние, так что на деле у вас даже четырнадцать вариантов стартовых условий. Отталкиваясь от выбранного города, вы строите стратегию, учитывая особенности своего чуда и тот факт, планируете ли вы вообще его строить. В то же время, умелые (или случайные) действия противников всегда в состоянии внести значительные коррективы в ваши планы, и всё время выигрывать за счёт одного и того же подхода в 7 Wonders  не получится. Игра вынуждает экспериментировать, подстраиваться и пробовать всё многоообразие стратегий и тактик.
      Партия занимает минут сорок, и в первый вечер мы играли четыре раз подряд до двух часов ночи. Очень жаль, но с тех пор пока не удавалось собраться за настольными играми, иначе бы 7 Wonders снова не осталась в стороне.
      P.S. У этого же автора есть Rampage - настолка про разрушения города монстрами. Её прекрасная особенность в том, что вы сперва собираете этот картонный городок, а потом по-настоящему кидаете в него фигурками чудовищ. Всё это, конечно, подкрепленно и более традиционным игровым процессом. Rampage тоже доступна в российских магазинах.

настолки, awesome, обзор/отчёт, восторг

Previous post Next post
Up