Автор: Michael Greenberg
Название: Hurry Down Sunshine
Жанр: мемуары
Язык: английский
Оооочень крутая книжка про биполярное расстройство. Мои постоянные читатели (здесь должен быть иронический смайлик, но я не представляю, как он может выглядеть) знают, что я люблю истории про всякие мозговые отклонения -
товарищ Сакс и
Темпл Грандин тому подтверждение - и Hurry Down Sunshine можно смело ставить с ними на одну полку.
Для начала небольшая справка из википедии на тему биполярного расстройства
Биполя́рное аффекти́вное расстройство (сокр. БАР; ранее - маниака́льно-депресси́вный психо́з, МДП) -психическое заболевание, которое проявляется в виде аффективных состояний - маниакальных (или гипоманиакальных) идепрессивных, а иногда и смешанных состояний, при которых у больного наблюдаются быстрая смена симптомов мании (гипомании) и депрессии, либо симптомы депрессии и мании одновременно (например, тоска со взвинченностью, беспокойством либо эйфория с заторможенностью - так называемая непродуктивная мания - или другие). Возможны многообразные варианты «смешанных» состояний.
Вся статья
тут. А теперь о книжке.
Это мемуары - то есть как и в случае с Саксом, и с Темпл Грандин, дополнительный интерес истории придает тот факт, что она реальная: все было на самом деле и по сути продолжается. Автор, писатель Майкл Гринберг, жил в Нью-Йорке с дочерью от первого брака и подругой. Как говорится, ничего не предвещало беды, но однажды летом Салли (так зовут дочь) сошла сума. Ей было 15 лет.
Здесь хочется сказать вот что: нам, «нормальным», очень трудно понять, что значит сойти сума. Можно обчитаться описаниями маний, помешательств, можно тысячу раз представлять себе, что чувствует и переживает сумасшедший человек, но я полагаю, что все наши домыслы и фантазии не будут иметь ровным счетом никакого отношения к тому, что действительно твориться внутри этих людей. Так и в случае с историей Салли: я несколько раз перечитала описание того, как отец впервые заметил, что с ней что-то не так, и потом по ходу чтения останавливалась на описаниях ее лечения, реакций, поведения, пытаясь понять, как такое могло случиться, и что она может испытывать. Думаю, адекватным сравнением было бы наблюдение за черной дырой в режиме реального времени: это событие настолько чуждо нашему ньютоновскому миру, настолько страшно, настолько дико и неуправляемо - настолько же, как и сумасшествие. Понять это невозможно.
Мания Салли проявилась в навязчивой идее «спасти человечество». Она начала подходить к незнакомым людям и уверять их в том, что «они могут спастись», что «еще не поздно», нужно только найти в себе ребенка, потому что «все дети рождаются гениями». Ее помещают в психиатрическую лечебницу, и по сути Hurry Down Sunshine - это дневник того жаркого каменного лета в Нью-Йорке, когда Салли искала путь обратно в мир людей.
В книге очень много интересных моментов, над которыми стоит поразмышлять, мне бы хотелось вспомнить об одном. Для лечения БАР конечно же активно применяют лекарства, точнее, комбинацию нескольких сильнодействующих средств, которые включают в себе регуляторы определенных гормонов (в том числе дофамина) и успокоительные. Как-то раз, когда Салли уже отпустили из лечебницы домой (где она, однако, должна была принимать те же лекарства и быть под постоянным присмотром), ее отец решает попробовать ее таблетки, чтобы понять, какой они оказывают эффект.
I feel dizzy and far away (…) The air feels watery and thick, until finally I am neck-deep in a swamp through which it is possible to move only with the greatest of effort, and then only few feet at a time. (…) I rise from the couch to prove to myself that I am able to, take three steps across the room and then, yawning uncontrollably, rush to sit down again. I make an effort to care about the simplest things, but an ungraspable panic comes over me, a panic of indifference, if such thing is possible, as if I have been relegated to a bit part of the drama of my own existence and, moreover, have missed my cue to step onstage.
Описание на несколько страниц, включая диалог автора с его литературным агентом (точнее, включая его попытку вести диалог, будучи под воздействием сильнодействующего блокатора дофамина), и все это, конечно, очень впечатляет, и даже выводы никакие делать не хочется.
Мне один раз давали в больнице успокоительное - один раз, и это было не какое-то специализированное лекарство для лечения психозов, обычное успокоительное, не очень сильное - но я навсегда запомнила невероятный эффект: только что ты умирал от боли (фигурально - боль была душевного характера), только что тебе казалось, что голова вот вот разлетиться на части от невозможности вместить все мысли, все чувства - и в один момент полное, полнейшее равнодушие и спокойствие. Все все равно. Ничего не имеет значения, ничего не радует, ничего не печалит - ты даже не как дерево или камень, тебя просто нет. Тотальное растворение в окружающем пространстве. А такие люди, как Салли, живут на этих лекарствах. Можно ли это назвать жизнью? Что мы - кусок бессмертной Вселенной или коктейль Молотова из гормонов? Мы управляем своим разумом, или разуму просто лень показать, на что он способен на самом деле? Когда я много думаю об этом, то чувствую себя улиткой, ползущей по лезвию бритвы.
Книжка, в общем, стоящая. Интересная. Рекомендую.