«Спасибо за то, что не оставляете нас и помогаете выжить. Уже холодно, но горячая еда очень кстати, чтобы не умереть...»
Эту запись я прочла в Книге отзывов и предложений Ростовской общественной организации «Ростов без наркотиков». Назвать тонкую замусоленную тетрадку книгой можно только условно. Но, наверное, заводить большую не имеет смысла: львиная доля посетителей бесплатных обедов - люди малограмотные.
За четыре года существования бесплатных обедов заполнена всего половина тетради. Кто-то благодарит за еду, кто-то за одежду, немало и тех, кто признателен просто за человеческое обращение («спасибо, что относитесь к нам как к людям»). Есть и удивительные записи: к примеру, короткая благодарность на немецком или эссе о добре неизвестного каллиграфа.
ДУШЕВНАЯ ТЕРАПИЯ
О том, как посетители горячих обедов оказались за чертой бедности, волонтёры не спрашивают. Ведь все они когда-то сами были у края пропасти, теперь помогают другим. Руководитель организации «Ростов без наркотиков» Станислав ГОРЯИНОВ считает, что для его подопечных - наркоманов и алкоголиков, проходящих реабилитацию, - это своего рода душевная терапия.
- В позапрошлом году к нам на обеды пришёл мужчина. Он афганец, много чего видел. Но в какой-то момент сломался - пил и скитался, - рассказывает Станислав. - Мы забрали его с собой. Сейчас он старший центра.
Бесплатные обеды на Западном развороте Всероссийская общественная организация «Союз добровольцев России» совместно с Ростовской областной общественной организацией «Ростов без наркотиков» организовывает уже 4 года. В 2011-м кормили бездомных месяц, затем - два. В этом же году запасов должно хватить до середины весны.
- И всё это благодаря тому, что о нас узнали: стали подтягиваться организации, которые хотят помочь, обычные горожане. Причём привозят даже те, у кого нет машины: нанимают такси и доставляют нам мешки с крупами, макаронами, тушёнкой, - рассказывает Горяинов. - Некоторые приносят тёплые вещи - их мы тоже раздаём нуждающимся.
НЕЖДАННЫЕ ЛАВРЫ
Я пришла на пересечение улицы Станиславского и переулка Островского будним утром. В половине одиннадцатого волонтёры уже установили палатку, к которой со всей округи стекались малоимущие. Преимущественно мужчины. Многие подшофе.
- Кормим мы всех. Но есть условие - не пить здесь. Если мы видим, как пытаются разливать из-под полы, сразу выпроваживаем, - рассказывает руководитель. - Об этом законе наши подопечные знают, поэтому в последнее время эксцессов не было.
К 11 часам подъехала машина, из которой крепкие парни в красных фартуках выгрузили обед. Три бидона (чай, гречневая каша и картофельное пюре с тушёнкой), глубокий противень с жареной рыбой, лоток пирожков с повидлом, несколько пакетов нарезанного хлеба, короб с одноразовой посудой.
У раздаточного стола тут же выстроилась очередь. Порции не ограничены: можно брать помногу и подходить несколько раз. В день получают своё питание здесь до 100 человек. Кто-то ест на месте, кто-то просит завернуть с собой. В очереди я заметила бойкую женщину. Она попросила упаковать обед в отдельный пакет. Дама представилась Ириной Александровной. Говорит, что ухаживает за лежачей соседкой - сама готовить не в состоянии, поэтому такие тормозки её выручают уже не первый год.
- Вкусно у них, сама пробовала, - убеждает она. - Но главное, что от этих ребят доброта чувствуется. Если кто буянит (народ-то у нас какой?), отведут в сторону, внушение сделают и всё. Даже хочется им в ответ что-то приятное сделать. Хотя что мы можем?
- Можете, - улыбается девушка на раздаче. - В прошлом году нам мешок с лаврушкой притащили. Один мужчина у нас кормился, так ему за работу на рынке заплатили лавровым листом - вот мы его до сих пор в супы добавляем.
Не знаю, была ли благодарственная лаврушка в сегодняшнем пюре, но разлетелось оно за час.
КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ
По соседству с палаткой высилась гора тёплых вещей. Рядом - стол, накрытый белой простынёй, за которым разместились шестеро едоков. Пятеро мужчин и женщина в лисьем манто и высокой меховой шапке. Со стороны в этой компании она выглядела лишней, но, присмотревшись к её рукам, я поняла, что всё-таки дама из «местных».
- У вас здесь почти столовая, - улыбнулась я раздатчицам. - Даже скатерть сообразили.
- Это культура питания, - отозвалась Маша, старшая из девушек. - Люди всегда должны оставаться людьми... Подходите, не стесняйтесь, - добавила она куда-то в толпу.
Я увидела чуть поодаль скромно одетых мужчину и женщину. Подошла ближе.
- Угощают бесплатно? - обратилась она ко мне.
- Конечно, подходите.
Женщина сделала робкий шаг в толпу, но спутник схватил её за локоть.
- Нина, не надо! Это стыдно, - едва слышно прошептал он и покраснел.
Заминку заметили девочки на раздаче. И через минуту Маша принесла паре увесистый тормозок. Отказаться они уже не могли.
- Многие же оказываются за чертой бедности не только потому, что пьют. Жизнь, она знаете какая, - накладывает девушка в плошку дымящуюся гречу.
- Ага! Каких историй мы тут только не слышали, - присоединяется к нашему разговору парень в красном фартуке.
ПОДАРКИ СУДЬБЫ
Алексей (так он представился) в РООО «Ростов без наркотиков» не первый год. Родом он из интеллигентной питерской семьи; несмотря на «насыщенную биографию», происхождение это читается и в лице его, и в манерах.
- Как вас сюда занесло? - скорее, риторически удивляюсь я.
- Я проживал свою жизнь так, что всё время брал, но однажды понял, что пришло время отдавать, - ушёл от ответа он. - И если вникать в судьбу каждого человека, который приходит сюда, слёзы наворачиваются. Вот, к примеру, баб Зина.
С этой пожилой женщиной Алексей познакомился здесь же, на Западном развороте. Потом увидел её, раздающей листовки на Ворошиловском. Баб Зина рассказала, что родом она из Абхазии, все родные умерли. Сын сидит в тюрьме. Чтобы носить ему передачки, она старается заработать. Живёт в заброшенном доме - без воды, света и тепла. Алексей был там, видел эти нечеловеческие условия своими глазами.
- Но меня удивляет даже не то, где она живёт. А то, как! Ни на кого не обижается, не плачет, не жалуется на судьбу. Но если происходит что-то хорошее (даже самое незначительное, вроде наших обедов), воспринимает это как подарок, - рассказывает он.
Вспомнилась Алексею и ещё одна пара - муж и жена. Поэт и художница. Она набросала на обрывке листа портрет волонтёра, её муж читал свои стихи.
- Причём хорошие стихи были, - оценивает питерец. - Не хуже, чем у Пушкина или Шекспира... Они тоже жили в заброшенном доме, и там же она рисовала свои картины. В этом году мы их пока не видели. Может, появятся ближе к холодам...
НЕ ДЕЛИ!
С понижением температуры посетителей бесплатных обедов становится всё больше. Под Новый год - полный аншлаг. Причина ещё и в том, что в зимние каникулы Союз добровольцев России совместно с «Ростовом без наркотиков» устраивают настоящий праздник. На Западном развороте появляется нарядная ёлка, шведский стол с оливье и селёдкой под шубой. А Дед Мороз и Снегурочка раздают подарки: мешочки с мандаринами, конфетами и печеньем.
- Если бы вы видели, как они радуются этим сладостям! - всплеснула руками Маша. - Как дети! Некоторые даже открытки нам дарят. Подписывают: спасибо за подарки, особенно за то, что кормите! Мы эти открытки храним.
- Нас часто спрашивают: зачем вы этих бомжей и алкашей кормите, лучше б нормальным людям помогли, - рассуждает Алексей. - Но я думаю, что если будем относиться к людям (к любым) с презрением и делить их на классы угодных обществу и неугодных, у нас возникнет очень нехорошая ситуация. А этого допустить нельзя. Ведь большое начинается с малого...
Если вы хотите оказать помощь нуждающимся, обращайтесь по адресу: ул. Кулагина, 37.
Дополнительную информацию можно получить по телефону 229-59-36.
Фото Василия Редько
http://www.rostof.ru/article.php?chapter=2&id=20145006