Feb 22, 2010 20:12
В научно-исследовательском институте им. Бехтерева г.СПб "...для решения задач:
Первого уровня - Стимулирование эмоциональности, социальная активация и налаживание комуникаций.
Втрого уровня - Выработка адекватных форм поведения, тренировка общения и повышения уверенности в себе.
Третьего уровня - Достижения правельного представления о болезни и нарушениях поведения, коррекция установок и отношений и оптимизация общения.
Четвертого уровня - Раскрытия содержательной стороны конфликтных переживаний, перестройка системы отношений и нахождение адекватных форм психологической компенсации.
Обычно используются психомоторные группы, основные виды занятий в этих группах - пантомима, ритмика, лечебная физкультура. Метод пантомимы используется для получения информации об отдельных элементах двигательной экспессии и их коммуникативном значении, что позволяет улучшить качество социальной перцепции: усвоение вновь полученных невербальных коммуникативных элементов, способности к их активному воспроизведению в реальном общении с целью повышения социальной коммуникации пациентов; тренировки свободного двигательного и мимического поведения больных для достижения эмоционального активирующего эффекта способствующего повышению их самооценки. Каждое занятие включает в себя следующие элементы; разминку, психогимнастику ( тренировка и воспроизведение эмоций, освоение экспрессивных форм поведения, тренировка невербальных компонентов общения), тренировку социальной перцепции, раскрытие с помощью пантомимы личностных конфликтов отдельных больных."
Карвасарский Б.Д. "Психотерапия". М. Медицина, 1985. стр.91-92
Николай Николаевич Николаенко.
Врач-педиатр, доктор медицинских наук, заведующий лабораторией асимметрии мозга человека Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова Российской академии наук, профессор кафедры клинико-физиологических дисциплин Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валенберга.
В своем современном учебнике "Психология творчества". Придает особое значение невербальным коммуникациям, для человека возрождающегося из руин.
"...Это та замена (или эквивалент) словестного общения, приносящая успокоение, какое-то чувство высказанности. ...Осознания своего телесного пространства".
Здесь следует оговориться, пантомима это не эстрадная клоунада к которой нас приучило телевидение, а сложный даже для профессионалов сцены жанр, умение передать емкую информацию на расстояние без слов - невербальные формы общения.
« Больная К.Л. страдавшая послетравматическим порезом мышцы левой голени (травма n.islitadicus около года назад) в период с 11.01.2000г. по 31.03.2000г. проводила занятия методом пантомимы под руководством Дедюхина Александра Артемьевича. В результате занятий отмечена значительная положительная динамика (улучшение походки, уменьшение хромоты, улучшение равновесия, улучшение психологического состояния). Данная методика может быть рекомендована для реабилитации послетравматических состояний и быстрейшей адаптации пациентов к повседневной жизни».
Зав. Отделения ЛФК и реабилитации Псковской областной больницы Удалов Г.И.
Таня просила у меня физкультурные упражнения для улучшения «динамического здоровья», но
я упорно уходил от этого и навязывал ей невербальные формы общения. Прекрасно владея пантомимой, зная законы пантомимы я отшучивался и говорил ей: «Танюшка, давай по-хулиганим». В ней просыпался художник, изучавший и прекрасно знающий прикладную пластическую анатомию, она начинала искать в себе свободный жест, задающий вопрос или несущий ответ. Постоянно переспрашивая меня: «Саша, а правительно я делаю? А ты знаешь я всегда так умела делать». Так постепенно психофизика начала освобождаться, стал уходить высокий тонус, ослабела спастика, отпала необходимость мучительно искать слова для выражения своей мысли, сенсорная афазия начала ослабевать.