Jan 28, 2012 22:15
"Игровая деятельность не имеет практической цели. Игра направлена не на результат, а на сам процесс игры. Если человек начинает игру даже с такой, казалось бы, искренней и бескорыстной целью как "узнать что-то новое", никакой игры не будет и в помине. И когда мы, взрослые, начинаем говорить про "развивающие" или "обучающие" игры, не стоит забывать, что у ребенка нет и не может быть цели в ходе этой игры развиваться или обучаться. Если же таковая цель случайно у ребенка возникает, то он перестает играть и начинает обучаться.
...
Почему мне это показалось важным? Потому, что любая деятельность, ориентированная на некий очевидный результат, автоматически задает как определенный выигрыш в случае достижения этого результата, так и столь же конкретный проигрыш в случае его недостижения. Чем значимее предполагаемые выигрыш или проигрыш, тем меньше у человека возможности экспериментировать с собственными возможностями.
Игра же, напротив, дает колоссальную свободу в выборе собственной стратегии, свободу мысли, а значит, и возможность вариативности действий. Собственно, игра как таковая и рассчитана на нахождение принципиально новых стратегий, форм поведения, она не терпит стереотипов и паттернов. В игре человек может быть кем угодно - женщиной, мужчиной, ребенком, животным, деревом, посудой, мебелью... Сменив же роль, он меняет и свою личностную позицию, и мотивацию, и способы действий. В результате на его внутренних территориях обнаруживаются такие вполне готовые к употреблению деятельностные механизмы, о которых он доселе и не подозревал!"
Говоря простыми словами, в ролевой игре важен процесс. Ребенок может в любой момент поменять сюжет и ввести новых персонажей или правила. В этом и смысл - никаких рамок, полная свобода творчества. А развивающие игры довольно часто являются подменой, сужающей количество выборов для ребенка
цитаты