Ну всё, коготок увяз - всей птичке пропасть. Обещал не вести ЖЖ, потом раз высказался, два, и...
Стал сейчас в блоге уважаемого
peresedov писать коммент и по ходу понял, что многовато получается для коммента, нужно у себя помещать.
Короче, моя точка зрения по поводу событий в Таллине:
1. Мне кажется все высказывающиеся на эту тему смешивают две принципиально разнородные вещи: собственно события в Таллине с одной стороны, и с другой реакция российской власти, прессы, ксенофобской общественности на эти события и та роль, которую российская власть, пресса и ксенофобская общественность в этих событиях сыграли.
2. В собственно таллинских событиях для меня нет правых и виноватых. Это конфликт того же рода, что израильско-палестинский. Поэтому для начала лирическое отступление на тему любимой мозоли:
Какую и когда самую большую ошибку в своей истории совершил Израиль? (Имея в виду под словом "Израиль" не строго государство, но и до того ишув, вообще сионистское движение). Ясно, что невероятной глупостью была попытка и не аннексировать территории со всеми вытекающими из этого последствиями, и не уйти обратно за Зелёную линию, но законсервировать территории и их палестинское население в положении "временно контролируемой территории" и людей без гражданства. То есть, ничего глупее, по-моему, придумать нельзя даже нарочно.
Но всё же САМАЯ большая, роковая, судьбоносная ошибка была сделана гораздо раньше. А именно: тогда, когда малочисленное ещё население ишува обиделось на арабов за то, что они не захотели нас полюбить и принять как братьев, и целиком сосредоточилось на обороне. И с тех пор уже никогда не возвращалось к мечте ранних сионистов о том, что с арабами удастся достичь гармонии.
Мне кажется очевидным и бесспорным, что все годы существования государства Израиль и ещё до того, в годы ишува, самооборона, как бы она ни была важна, а она несомненно жизненно важна, всё-таки должна была быть вторым приоритетом жизни ишува/государства, а первым приоритетом должно было стать замирение арабов, завоевание их симпатии и дружбы.
Надеюсь, что все, прочитавшие это, уже отсмеялись и в состоянии читать дальше.
Я убеждён, что если бы замирение палестинцев, завоевание их дружбы и симпатии были признаны задачами, жизнено важными для будущего Израиля, если бы на достижение этих целей были брошены ресурсы, сравнимые с теми, которое государство Израиль тратило и продолжает тратить на оборону -- не только финансовые ресурсы, но и, или даже в первую очередь ресурсы креативности, готовности переносить тяготы и приносить жертвы, одним словом всё то, на что евреи, израильтяне оказались готовы и способны ради эффективной самообороны -- решения бы нашлись.
Я убеждён, что задача замирения палестинцев, завоевания их дружбы и симпатии была (теперь уже нет) не более фантастической и нереалистичной, чем сионистская идея вообще.
Прошу понять меня правильно: я говорю не о каких-то показных акциях или раздаче бесплатных бутербродов, но, во-вторых, о многогранной, последовательной и приоритетной задаче государственной политики, а во-первых, о воспитании соответствующего умонастроения граждан Израиля. Государство Израиль и до того ишув должны и обязаны были делать для обороны всё, что они делали и делают, но с самого начала каждая вынужденная силовая акция должна была сопровождаться демонстрацией (не фальшивой!) дружелюбия с нашей стороны, нашего нежелания убивать и побеждать, нашего желания жить в мире, показом преимуществ для них, палестинцев, жизни в мире с нами, наконец нашей не меньшей скорбью по поводу каждой чужой жизни, которую нам пришлось отнять, и каждой капли чужой крови, которую нам пришлось пролить, чем наша скорбь по поводу каждой потеряной жизни еврея и каждой пролитой капли еврейской крови.
Я уверен, что если бы каждый израильтянин и каждый израильский солдат были воспитаны в том духе, о котором я сейчас говорю, уже к нынешнему времени, через 110 лет после начала сионистской колонизации Палестины и через 60 лет после создания государства, Ближний Восток мог быть другим, как минимум государство Израиль могло быть совсем другим. Намного лучшим.
3. Вернёмся к Эстонии.
Мне кажется, Эстония, эстонцы совершили ту же по сути ошибку, что сионисты.
Мне понятно их желание вернуть себе свою страну такой, какой она была до советской оккупации. Я бы не нашёл слов для подлинно яростного осуждения, если бы в 91-м году они депортировали из своей страны всех, кто поселился в ней после 1939 года и их потомков. Но коли уж по тем, или иным причинам они не смогли, или не захотели этого сделать, их государство в своих же собственных интересах должно было с самого начала изо всех сил постараться повернуться к русским жителям Эстонии своим самым дружелюбным лицом, сделать всё для интеграции русских жителей Эстонии в эстонское общество, прежде всего предоставить всем желающим гражданство и в дальнейшем сделать одним из приоритетов государственной политики пресечение дискриминации и способствование прогрессу и развитию некоренного населения.
Яркий пример у всех перед глазами: шведское меньшинство в Финляндии. С самого начала финляндской независимости отношение финского государства и общества к этническим шведам максимально дружелюбное и поощрительное, вплоть до двуязычия всех дорожных указателей и равноправного использования шведских названий финских городов, хотя шведов в Финляндии не так много, и все, которые есть, безусловно поголовно владеют финским - и тем не менее!
Имея такой пример максимально успешной национальной политики буквально перед глазами, эстонцы могли бы повести себя с самого начала умнее.
Опять прошу понять меня правильно: я понимаю, что шведы - это шведы, а арабы и русские совсем другое дело, я понимаю, что фины не претерпели от шведов и сотой доли того, что эстонцы претерпели от Советского Союза, что рана у эстонцев была слишком свежа и всё ещё слишком свежа, и т.д., и т.п. И всё же ради собственного блага и собственного будущего НУЖНО было быть умнее.
Я также прекрасно понимаю, что дискриминация русских в Эстонии весьма мягкая, что сравнение с Израилем и палестинцами в этом смысле совсем неуместно. Те, кто знает меня лично, знают, что у меня в Эстонии живут русские родственники, из которых некоторые благополучно получили эстонское гражданство и с удовольствием теперь со своими ЕСовскими эстонскими паспортами живут в Англии, а от тех, которые гражданства не получили и по-прежнему живут в Эстонии, я ни единого раза не слышал ни одной жалобы на "дискриминацию". Но всё же кому, как не еврею, выросшему в России, знать, что не обязательно для ощущения себя гражданином на птичьих правах нужны черта оседлости и обязательная жёлтая повязка, существуют тысячи более subtle способов дать почувствовать русскому в Эстонии, или еврею в России, что его тут не стояло. И не очень subtle тоже. Я не сомневаюсь, что многие из этих способов практиковались и практикуются, иначе просто быть не может, иначе эстонцам следовало бы присудить от всего человечества статус народа-праведника. А они не праведники, они просто такие же, как все.
Есть свидетели, не дадут соврать: ещё в 92-м году я говорил, что Эстония и Латвия (в отличие от Литвы, предоставившей гражданство всем жителям) заложили под своё будущее бомбу, что они рискуют превратить своих русских в палестинцев со всеми прелестями.
Это всё было к тому, что я не нахожу в себе негодования в адрес участников бепорядков в Таллине. Нормальный, в смысле обычный протестный эксцесс со стороны иммигрантского (или в случае Америки не иммигрантского, а вполне себе коренного, но disempowered) молодёжного люмпена, чувствующего себя чужим и второсортным в стране, в которой он родился -- такой же, как случился годом раньше в Париже, как на моей памяти случался в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, и т.д.,и т.п. В чём-то я могу их понять и не могу поручиться, что если бы мне было 20 лет, я был бы русским и жил в Эстонии, я не оказался бы среди этой толпы.
Но в то же самое время:
4. у меня не вызывает ни малейшего сомнения, что эстонское правительство, эстонцы имели полное моральное право убрать из центра своей столицы памятник солдатам Советской Армии. Что бы там сейчас ни говорилось о том, что это памятник не оккупантам, а борцам с нацизмом -- всё это дешёвая демагогия. Собственно реакция в России такая, какая она имеется, именно потому, что да, это был памятник нашей оккупации. Этот памятник ежедневно оскорблял тех, кто сам был депортирован, но выжил, чьи родные были депортированы и погибли, напоминал об унижениях, страданиях и жертвах, понесённых эстонским народом в годы оккупации, и я не вижу ни единственной причины по которой эстонцы не должны были бы желать, чтобы этот памятник убрали -- куда угодно!
К их чести надо отметить, что они выбрали самый цивилизованный и даже благородный вариант: перенесли памятник и могилы на кладбище, где им самое место по всем законам добра и красоты. Если бы аналогичное действие совершалось в России, то -- в этом у меня нет ни малейшего сомнения -- памятник бы переплавили, могилы закатали бы асфальтом и устроили на этом месте танцплощадку (Бабий Яр), а гранитные плиты использовали бы для мощения тротуаров (не могу забыть построенную в советское время широкую гранитную лестницу, спускающуся от театра к реке, в Вильнюсе, на некоторых ступеньках которой до сих пор можно прочитать еврейские надгробные надписи -- то ли по ошибке лицевой стороной вверх положили, то ли, как гласит легенда, кто-то специально так положил, чтобы не забыли) или частной дачки.
5. И наконец про вторую часть, которую не нужно смешивать с первой: о реакции российской власти, прессы, ксенофобской общественности на эти события и той роли, которую российская власть, пресса и ксенофобская общественность в этих событиях сыграли.
Тут я не буду растекаться, всё можно уложить в одно слово: мерзость.
Если в два слова, то: мерзость и лицемерие.
Если ещё чуть распространённее, то: мерзость, лицемерие, вакханалия шовинизма, игра на низменных инстинктах, стыдно, позор, ненавижу.
Dixi!