re3

ВыбиРадио, или о выборах - в радиоэфире

Mar 04, 2012 21:50

\к очеркам политпсихологии\
Что управляет поведением человека перед избирательной урной? Сегодня целый час мы обсуждали психологию избирателей на радио "КП" со Стасом Бабицким и Андреем Барановым

Как происходит механизм выбора в голове

Гость - Марк Сандомирский, психолог. Ведущие - Стас Бабицкий; Андрей Баранов, заместитель редактора отдела политики «КП».

Бабицкий:

- Наши гости меняются каждый час. Приветствуем Марка Сандомирского, психолога, и Андрея Баранова - заместителя редактора отдела политики газеты «Комсомольская правда»...

Бабицкий:

- ... Марк Евгеньевич, к вам вопрос: почему люди делают выбор?.. Как происходит механизм этого в нашей голове?

Сандомирский:

- На самом деле, это один из самых сложных вопросов в области психологии. Начнем с такого, какими способами люди могут делать выбор. По большому счету, этих способов два. Первый из них, когда решение принимается логическим путем. А второй - так называемым интуитивным. Или, в просторечии, голосовать можно либо разумом, либо сердцем.

Бабицкий:

- «Голосуй сердцем!» - это был выборный лозунг 90-х. Сейчас призывают голосовать разумом. У нас есть сюжет о том, как выявляются тайные замыслы выборного процесса.

Антонов:

- Выявляем тайные замыслы. Как узнать, кто лидирует в предвыборной гонке, меняется ли настроение избирателей? Ответ вроде бы известен: нужно провести опрос. Он-то и раскроет глаза. Но и тут наука внесла поправки и сумятицу. Традиционные методы опросы избирателей неточны, объясняют нейромаркетологии. На фокус-группе человек может сказать одно, на избирательном участке сделать другое. Чтобы докопаться до реальных замыслов электората, ученые разработали специальную методику Интернет-опроса. Избирателей спрашивают вроде как без подвоха: кого из кандидатов вы поддерживаете? Но, подводя итоги, исследователи отслеживают, насколько быстро респонденты вводят в компьютер свои ответы. Есть гипотеза: чем быстрее они это делают, тем сильнее эмоциональная реакция на кандидата. В нее-то верят. Эксперты смотрят на данные о скорости реакции как на мерило серьезности убеждений избирателей. Кстати, выборам президента России предшествовали многочисленные Интернет-опросы. То там, то сям они появлялись чуть ли не каждый день. Похоже, что отечественные специалисты уже вооружились передовой технологией выявления истинного общественного мнения.

Сандомирский:

- Все новое - это хорошо забытое старое. И то, что описано в этом сюжете, было предложено примерно 90 лет назад выдающимся отечественным психологом Лурия, правда, в целях изобличения преступников. Показано, чем больше у человека внутренние сомнения, противоречия или внутренний конфликт, чем больше он взволнован по какому-то поводу, тем больше пройдет времени между тем, когда был задан вопрос, и когда он дает свой ответ. И это можно объективно измерить - латентное время реакции. Но это фрагмент более общей проблемы. На самом деле всегда ли сам человек понимает свой выбор. Действительно ли этот выбор является полностью осознанным. Или есть нечто, что управляет человеком без его сознательной воли. Когда в сюжете говорилось о том, что результаты опросов людей предвыборные, даже когда респонденты отвечают вроде бы искренне…

Бабицкий:

- Не совпадают с тем, что делается на избирательных участках.

Сандомирский:

- Да, они могут не совпадать с реальным поведением человека. Человек сам о себя порой не ожидает того, что он сделает в дальнейшем.

\..\
Бабицкий:

- Глава ЦИК Чуров сказал, что все избирательные участки в стране, кроме одного, открылись сегодня вовремя. Да и этот один ненадолго задержался. Но факт отметили. Марк Евгеньевич, то, что тратят кучу денег на агитацию, агитация вообще способна подтолкнуть человека осознанно переменить свою жизненную позицию или проголосовать не за того кандидата, за которого сердцем, а именно поверить, уверовать? Или это деньги, которые тратятся впустую?

Сандомирский:

- Агитация, конечно же, дает некоторый эффект. Но влияет она только на часть избирателей. С одной стороны, люди принимают решение логически. С другой стороны - интуитивно и эмоционально. И управляют этим процессом разные половинки мозга. Левая половинка логически рассуждает, правая половинка - интуитивно предчувствует и запускает эмоции.

Бабицкий:

- И на какую из них агитация работает?

Сандомирский:

- Среди тех людей, которые определились со своим выбором, агитация малоэффективна. Люди, которые еще не определились и, как это не удивительно, те, которые не логически рассуждают, а больше эмоционально принимают решения, вот на таких только агитация способна повлиять.

Бабицкий:

- В Благовещенске проголосовала известная певица Надежда Бабкина и с недавних пор политик. Ее эксклюзивный комментарий по сегодняшним выборам.

Бабкина:

- Я испытывала чувство патриотизма у народа... Вот именно здесь, на Дальнем Востоке, в Амурской области я чувствовала большую нормальную человеческую семью. И поэтому я еще больше убедилась в том, что я правильно сделала, что я начала голосовать вместе со страной именно с востока, откуда начинается страна. И поэтому Москва пока еще спит, а я уже свое дело сделала.

\...\

Бабицкий:

- ... У нас есть сюжет «В политике не без секса».

***

«Пристрастиями избирателей, оказывается, управляют половые гормоны. Группа ученых под руководством Пола Зака из Клермонтского университета в Калифорнии попыталась выяснить, почему люди доверяют друг другу. В том числе - незнакомцам. Исследователи искали ответ на вопрос, имея в виду экономические отношения. Но и в политике выбор избирателей основан исключительно на доверии к кандидату. Так откуда оно берется? Дело, как выяснилось, в химии, в гормонах, в тех же самых, которые заставляют людей влюбляться и заниматься сексом. Их, гормонов. Около десяти. Все они в той или иной степени сопровождают и деловую, и политическую активность.

Но на роль эликсира доверия в них, как определил Пол Зак, претендует лишь один гормон - окситоцин. В половой жизни именно он сначала вызывает у партнеров непреодолимое желание обнимать и ласкать друг друга, а потом доводит и до оргазма. В общественной жизни гормон ограничивается лишь тем, что располагает людей друг к другу. И, как следствие, укрепляет доверие. Но не доводит до оргазма. Ученые проследили путь окситоцина в мозгу. Он проходит через участки, которые отвечают за эмоции и память. И дотягивается в итоге до предлобной коры, где идет процесс принятия решений. Зак говорит, что не очень удивится, если обнаружил повышенные уровни окситоцина у добровольцев, которые безоговорочно поддерживают своих кандидатов, то есть доверяют им. И собирается провести такие эксперименты.

Артур Арон, психолог из Нью-Йоркского университета, и Джеймс Риллинг из Принстонского университета сканировали мозги влюбленных людей и тех, которые просто доверились друг другу. Исследователи обнаружили: фотографии объектов обожания и снимки доверенных лиц вызывали почти одинаковую активность. Возбуждение возникало в том самом участке коры головного мозга, в котором, как сейчас полагают, зарождается и любовь. Он же управляет экономическими и политическими решениями. Получается, что голосование сродни если уж не половому акту, то любви. Вспышки в nucleus связаны с непреодолимым влечением, которое люди чувствуют к объекту, выбранному из многих одинаково привлекательных, говорит доктор Риллинг. Ученый полагает, что гамма политических отношений ничем не уступает любовной. Они точно так же могут быть страстными, порочными, неразделенными, верными или с изменами, платоническими, продажными, вплоть до многоженства или, наоборот, до развода. А надо, чтобы любовь к кандидату или партии была страстной и верной.

Можно ли этого добиться? Зак считает, что такое реально. Нужно повысить уровень окситоцина у граждан страны, тогда и нейромаркетинг начнет работать эффективнее. А скорректированные должным образом предвыборные выступления кандидатов станут попадать на хорошо подготовленную почву, и им будут больше верить. Уровень гормона в отдельно взятом организме и степень взаимного доверия легче всего повысить, занимаясь сексом, отнюдь не шутит ученый. Эта гражданская обязанность - далеко не самая обременительная. Кстати, не помешает и личное обаяние кандидата. Женский окситоцин может сыграть решающую роль».

***

Сандомирский:

- Давайте внесем некоторые поправки. Неточно было сказано о том, что нуклеус аккумбенс находится в коре головного мозга. Это как раз глубокие структуры мозга... И эти механизмы связаны с не логическим, а эмоциональным поведением, в точности то. что мы с вами говорили. Один из частных вариантов.

Бабицкий:

- Идея в том, чтобы подмешивать этот гормон куда-нибудь…

Сандомирский:

-...Окситоцин связан не столько с сексуальным влечением, сколько с другими важными функциями. У женщин он стимулирует материнский инстинкт, а у мужчин связан с такой характеристикой как семейственность, ответственность за детей. Окситоцин применяется и в медицине. Это фармпрепарат для стимуляции родовой деятельности. И повышать его содержание в мозге избирателя, тем более искусственно, вряд ли представляется возможным. Другое дело, что данные этого исследования подтверждают очевидную вещь. Когда некоторый человек, пусть это кандидат на выборную должность, публичный политик, вызывает доверие, то срабатывают механизмы инстинкта, этот человек воспринимается как свой, не чужой, как член некоторой расширенной семьи. Можно сказать, отец народа.

\..

Бабицкий:

-...Продолжаем обсуждать, как происходит выбор в голове у человека, что там щелкает, как складывается. Кто наиболее подвержен влиянию, мужчины или женщины?

Сандомирский:

- Мы с вами говорили о том, что сам по себе выбор, происходящий в голове человека, несколько половинчатый. Одна половинка мозга думает так, другая иначе. И у мужчин, у которых есть тяготение к преобладанию левой логической половинки, выбор более устойчивый, стереотипный. Хотя, конечно, бывает и так, что они годами повторяют одно и то же и продолжают сохранять верность идеалам своей юности, даже если эти идеалы уже обветшали. А женщины, которые более эмоциональны, более «правополушарны», они более подвижны. Они часто совершают выбор по настроению или спонтанно. Я думаю, можно даже привести пример не электоральный, а очень простой, жизненный. Много наших радиослушательниц сейчас и их мужей в повседневной жизни, когда женщина приходит домой с покупками, с удивлением смотрит на то, что она купила, - ее настроение изменилось, она думает: зачем мне все это было нужно?

Бабицкий:

- Не хотелось бы, чтобы так женщины голосовали. Давайте выбирать логически... \...\ Еще один момент, который с митингами связан. В последнее время митинги, уличная политика стали очень популярны в нашей стране. Способны ли митинги повлиять на решение среднестатистического избирателя? Знаете, когда говорится «я с большинством», если много народа вышло на митинг, у человека щелкнет в голове психологически: я, наверное, с ними лучше пойду?

Сандомирский:

- Во-первых, должен сказать, что они уже повлияли. Это даже хорошо, что были всякие митинги. Потому что достаточно высокая явка, она этими митингами, несомненно, мобилизована, стимулирована. И действительно, есть такие представления о том, что человек так или иначе задумывается об этом, или это происходит неосознанно, подстраивается к мнению большинства. Когда он делает это сознательно, это называется конформизм, проще говоря, соглашательство. И в любом случае окончательные итоги выбора индивидуального очень сильно зависят от общественного мнения. Люди интуитивно оценивают, причем достаточно четко, как думает большинство. И большая часть из них к этому большинству присоединяется.

Бабицкий:

- ...Надеемся, что будет все хорошо. На Колыме за 2 часа до закрытия участков явка составляет 53%.

Сандомирский:

- Вот то, о чем мы говорим. Внутренняя половинчатость и внешняя, все происходит так же, 50 на 50. Половина граждан придет на избирательные участки - очень хорошо. А среди них половина определившихся четко, а половина не определившихся. Многие на самом деле делают выбор только за одну минуту до того, как опустить бюллетень в урну.

Бабицкий:

- ...На связи Александр Дыбин, наш корреспондент из Челябинска. Александр, как у вас явка избирателей?

Дыбин:

- У нас с явкой немножко получше, чем у вас. По всему региону порядка 5%, а Челябинск доходит уже к 4.

Бабицкий:

- Скажите, что интересного происходило сегодня на ваших участках? Чем выделился Челябинск из пестрого лоскутного одеяла нашей страны?

Дыбин:

- Сегодня один наш горожанин повеселил целый избирательный участок и уже веселит город. Он явился на участок голосовать в костюме человека-паука. Народ откровенно ржал в голос, и наблюдатели, и члены комиссии, и люди, которые пришли голосовать...

Сандомирский:

- Этот пример, конечно, очень наглядный и вполне закономерный. Кроме несомненного чувства юмора у этого избирателя, еще вот этот эгоцентризм, желание обратить на себя внимание. Это, как мы понимаем, не совсем взрослое поведение, а детско-подростковое. И это же характерно для нашего общества в целом. Все, что в последнее время с нами происходит, по сути, общество, в котором мы живем, очень молодое, оно еще не вышло из подросткового возраста. 21 год исполнился только.

Бабицкий:

- Но уже можем нести ответственность, 21 год все-таки. Марк Евгеньевич, на участках установили камеры. Каждый может по этим камерам отследить себя, своих родителей, своих друзей. Есть ощущение, что это не только на прозрачность выборов повлияет, но люди одеваться станут более цивилизованно, чтобы прийти на участок, вести себя будут более дружелюбно, чтобы на камерах остаться в этой истории приятным человеком.

Баранов:

- Наоборот, одеваться будут так же, чтобы все сказали: смотрите, смотрите…

Сандомирский:

- Привлечь внимание, конечно же. Избиратели, я думаю, постараются предстать перед камерой в более привлекательном виде. Этот эффект камеры давно известен. А с другой стороны, это способствует еще и общению, сплочению населения. Я думаю, что сейчас многие люди в разных городах, да и в Москве тоже, наблюдают за веб-камерами на тех далеких территориальных участках где-то в глубинке, где их родные, близкие, знакомые, друзья детства и т.д. подходят к избирательным урнам. Еще один способ пообщаться с близкими людьми.

\...\
Бабицкий:
... ваши прогнозы по социальной активности и гражданской позиции?

Сандомирский:

- Наше общество еще только переходит от подросткового возраста в зрелость. Подростковому возрасту свойственен протест против родителей, стремление показать собственное мнение. Это мы и наблюдали в виде различных митингов площадных. А следующий шаг - показать себя, заявить свое мнение цивилизованным путем. Это то, что сейчас и происходит на избирательных участках. Наше общество постепенно растет и постепенно будет становиться зрелым. Это хорошо.

\..\
Бабицкий:

- Есть информация из ЦИКа о количестве международных наблюдателей. Международных наблюдателей много...
И можно сказать, что международные наблюдатели сейчас сидят и смотрят еще более пристально, чем за любыми другими выборами. Как считаете, насколько нам это помогает, что они сидят и смотрят пристально?

\...\
Сандомирский:

- Я думаю, что это хорошо. Правды не утаишь ни в избирательной урне, ни в объективе телекамеры. Чем больше наблюдателей, тем лучше.

А что вы думаете о психологии избирателей и возможности их поведением управлять?))
Previous post Next post
Up