Марк Сандомирский [газета ИЖ]
Вот два прямо противоположных мнения о том, как компьютер влияет на развитие ребенка (из нашей переписки в ЖЖ). Сначала - оптимистичный взгляд
Моя старшая дочь (3 года 10 мес) с компьютером "на ты" - для своего возраста. Я считаю, что она очень много почерпнула из комп.игр и программ. Внимательность, знания, умение логически выстраивать алгоритм действий... Да и просто что-то, что является толчком к дальнейшему изучению. Например, мне бы и в голову не пришло рассказывать ей в этом возрасте про рыцарей. А она узнала об этом в какой-то игре -- и вот уже куча вопросов и тем для досуга. Строим всей сомьёй замок из коробки -- по всем правилам, с башнями и подъёмным мостом, изучаем и узнаём по ходу дела много нового и захватывающего... Самое интересное, что она многое переносит из компьютерных игр в реальные игры. Строит из игрушек какие-то квесты, придумывает нам задания
Теперь - взгляд критический
По-моему, очень грустно, что маме не пришло бы в голову рассказывать почти 4хлетнему ребенку о рыцарях. И что не разговоры и даже не книжки с картинками побудили ребенка с этим познакомиться. И очень печально, что дети (не только этот) в 4 года! переносят стандартные компьютерные ходы в реальную жизнь. И это развивает воображение, ага:-((((
По поводу рыцарей, в каком возрасте знакомить с ними ребенка - вопрос открытый. Тут, конечно, приходит на ум пословица: о вкусах не спорят... А вот то, узнает ли о рыцарях ребенок из обычной книжки с картинками, или из компьютерной игры, поговорить можно. Я просто предлагаю посмотреть на компьютер, как на "УМНУЮ КНИЖУ С ЖИВЫМИ КАРТИНКАМИ" и развивающую ребенка игрушку. И хотя компьютерные футурологи пришли к этой мысли лет 30 назад, во время изобретения "мышки", но в реале большая часть взрослых пользователей об этом как-то забывает.
И насчет переноса игры в реальную жизнь - что очень (!) важно... Ведь это на самом деле ОБЩИЙ ЗАКОН психического развития ребенка, продолжающийся и во взрослой жизни. Один из универсальных законов поведения человека.
Игра - это просто способ освоения ребенком окружающего мира. Игровая деятельность, как писал Эльконин. И как описано у Выготского на примере развития обычных высших психических функций (речь, логические операции), постепенно интериоризуется. То бишь по мере того, как становится привычным для мозга стереотипом, доведенным до автоматизма, «сворачивается» во внутреннем представлении. Так, что потом происходит автоматически, неосознанно, без выделения отдельных элементов действия. И в скрытом виде продолжается - всю жизнь! Да-да, «игры» взрослых людей являются в этом смысле продолжением детских игр. Здесь и психологические берновские игры, и политические игры, и оргдеятельностные, и даже азартные… Бизнес и карьера, работа и общение, наука и творчество - все есть игры взрослых людей. Вспомним замечательное выражение Хейзинги homo ludens (человек играющий)!
Человек играет всегда и везде, просто не замечая этого. Речь не идет о лжи и притворстве - человек играет вполне искррнне, но незаметно для самого себя, неявным образом. Современные методы психотерапии просто «разворачивают» или даже «выворачивают наизнанку» этот скрытый процесс игры и опять делают наглядным. Будь то психодрама, или расстановки. Или диалог с пустым стулом м который Перлз заимствовал у Морено… не стул, конечно, а технику…)