Итак, подведены итоги скандального зажигательного перформанса, ставшего притчей во языцех рунета.
Мещанский районный суд Москвы приговорил художника Петра Павленского к штрафу в 500 000 руб. за поджог двери здания ФСБ на Лубянке... Кроме этого Павленского обязали выплатить потерпевшей стороне - ФСБ - 481 461 руб. // Следствие обвинило Павленского сначала в вандализме, затем переквалифицировало на повреждение объектов культурного наследия. Подсудимый добивался (!) переквалификации обвинения на статью о терроризме, в последний раз суд отклонил его ходатайство 6 июня Главное в этом деле - не наказание, а само преступление. Важно не то, кто судьи. А то, кто зрители. Ибо ради них, ради привлечения их внимания и затеяно было сие представление. Одни знатоки искусства оценивают его высоко,видимо, в размере наложенных штрафов. Так, по мнению В. Данилова:
Часто писали, что акции Павленского недооценены. Что ж, их стоимость выяснилась в судебном порядке. Другие ценители, напротив, обесценивают пропорционально утилитарности содеянного. По мнению Д. Ольшанского, такое "искусство" -
методичный, занудный, методом перебора, поиск способов как-нибудь плюнуть... в коллективные верования большинства.
Да и в самом деле, искусство ли это? Актуально ли оно? Если и искусство, то вовсе не перформанса, а пиара. Вновь пиар, пиар, штрафы и нары - за пиар. Если и актуален такой акционизм, то не сам по себе, а лишь актуально состояние публики, которая на сие реагирует. Об этом и стоит подумать с точки зрения социальной психиатрии.
Ранее была известна такая проблема, как пиромания - страсть к поджогам. В сочетании с влечением к пиару, возникает новая проблема - пиАромания. Привлекающая внимание тем, что маскируется под протест - хотя это лишь PRотест. И люди, отличающиеся такой особенностью поведения - вовсе не пиаромантики, а пиароманьяки. Это, конечно, расстройство не клиническое, а моральное и социальное. Именно в последнем аспекте и может быть значимо.
Ибо такой PRотест может быть заразителен. Так сказать, синдром Герострата 21 века. В наше время, благодаря интернету, который сеет разумное, доброе, вечное образы эпатажного поведения, это может стать массовым явлением. Сегодня, когда соцсети культивируют нарциссизм, а порой и откровенный эксгибиционизм, распиаренные образцы зажигательного пиара могут стать образцом для подражания. И тогда из искры пиара возгорится пламя подражания, способное быстро охватить массовое сознание, с возможными негативными последствиями. Так же, как вспыхивает тополиный пух от спички, брошенной рукой наивного ребенка, для которого пожар - это игра.
Тем более, что народ к поджигательным акциям готов. А как же! Ведь на Солнце впервые за много лет
исчезли пятна. И беспокоит сие не только астрономов, но и психиатров. Земное эхо временно утихших солнечных бурь грозит откликнуться массовым ухудшением душевного здоровья... Поведение немалого числа пользователей блогов и соцсетей, обсуждающих кейс в ракурсе "это горящие ворота в ад" - наглядная тому иллюстрация. В ад ведь дорога вымощена разными благими намерениями, пиаром - в том числе:)
Впрочем, ничто не ново ни под Луной, ни под Солнцем. Еще известный писатель Гашек, как любезно напоминают читатели, о том рассуждал устами своего героя: "Пятна на солнце действительно имеют большое значение, - вмешался Швейк - ...перед тем как куда-нибудь пойти, я смотрю в газету, не появилось ли опять какое-нибудь пятно." Сарказм, который в ХХ в.стал пророческим.
Впрочем, довольно иронии. Вношу поправку к сказанному: главное в этом деле - не преступление, а PRеступление. Ждать ли ловцов пиара, подражателей-поджигателей у других парадных подъездов, вожделенно взирающих на двери и прочие к оным приравненные культурные ценности районного масштаба? Время покажет:)