https://chispa1707.livejournal.com/3059509.html Латынь была в Европе языком денег, на ней городская купеческо-воинская и чужеродная аборигенам элита и говорила. То же самое с греческим языком в Причерноморье и хазарским и персидским языками в Прикаспийском регионе, хотя был еще и Хорезм, были булгары, была Орда. Афанасий Никитин говорит с мощной примесью тюркских слов; причина - он купец и привык использовать язык денег. Здесь корни баек о гиперимпериях, поработивших местное населения в ноль. Чей язык, того и власть. И это неверное понимание. На деле, чьи товарно-финансовые потоки, того и летописи.
***
Реальная модель прошлого видна в отсталых регионах, например, в Амазонии: полсотни мелких поселков, использующих португальский, и миллионы квадратных километров территорий с многими сотнями племен, в португальском не нуждающихся, и устанавливающих реальные правила жизни в реальных условиях джунглей. Хороший пример Подмосковье 1880-х: буквально за околицами города еще ходили вольные банды, и власть с ними ничего поделать не могла. Уверен, что то же самое было везде.
***
Язык летописей это язык, на котором говорили деньги, - на чужих и, на деле, пока еще вольных территориях. Отсюда конфликт городских эрмандад в Испании и местной земельной аристократии. Поэтому неверно говорить, что персы и турки, а также арабы и хазары покоряли Закавказье; они просто ставили свои фактории и начинали фиксировать события - со своей персидской, турецкой, арабской или хазарской точки зрения.
***
Однако наступил момент, когда экономика созрела, чтобы ввести земельную ипотеку, и сделать это на языке, непонятном для 95 % населения, было нереально. И тогда латынь, древнегреческий и древнееврейский отступили в сторону и освободили место для языков, на которых говорит крестьянское большинство. Тогда и понадобились национальные школы, национальные университеты, национальная письменность и национальная наука.
***
Это чрезвычайно огрубленная схема - намеренно огрубленная. Понятно, что у аборигенов есть своя элита, и эта элита нуждается в учете, а значит, и в счете, и в письменности. Более того, у аборигенов очень часто есть и свое купечество, работающее на чужих территориях. Так и выходит, что часть польских документов написана на немецком языке, а часть немецких документов - на польском. Однако функционально эти языки национальными не станут вплоть до введения в мир товарно-финансовых отношений широких масс крестьянства.
***
ТЕКУЩЕЕ
Все, в общем, получается. На днях покажу результат.