https://chispa1707.livejournal.com/2849910.html Чем глубже в прошлое, тем менее церкви похожи на церкви. В средневековье монастырь идентичен эмпории - охраняемой крепости-складу, поставленной на землях недружественных полудиких племен. Та же ситуация была и при освоении колоний. И именно в этой ситуации находились античные храмы. Афинский акрополь на неприступной столовой горе - типичнейший случай. Утверждаю: вокруг такого акрополя греков не было; греки здесь чужаки в состоянии хронической осады.
Совершенно так же выглядят храмовые комплексы Эфиопии, части Египта, всего плодородного полумесяца и всей Малой Азии: чужая для местных торговая эмпория в состоянии вечной осады. Это неплохо дополняет мой тезис о том, что ВСЕ города ставятся только чужаками, а потому, к примеру, дань с городов русских это арендная плата местным с чужаков.
Это же объясняет, почему в Германии имена городов немецкие, а сел - славянские, в частности, лужицкие. Почему в Греции 19 века с турками воевали за свободу большей частью болгары, а вокруг античных греческих городов нет и никогда не было античных греческих сел. Почему на Балканах Османы сидели по крепостям, а на селе - ни одного не местного днем с огнем не сыскать. Почему, когда Египет принял ислам, на стороне старой веры в Амона и Ра никого из местных широких народных масс не оказалось.
Имеет смысл еще раз вспомнить, что языческие боги - племенные, и никого за пределами племени защитить не в состоянии да и не больно-то надо. И поэтому когда такая вот сеть храмов по какой-то причине банкротится и падает, от местных ей ждать нечего - ну, кроме посильного грабежа.
Языческий храм это важнейший торговый и социальный институт, но не более того. О спасении человеческой души как таковой речи там вообще не шло. Брак заключить в таком храме помогут, сделку нотариально заверят, залог примут, ссуду выдадут, в роли свидетеля или третейского судьи выступят, а ничего большего никто от храмовых сетей и не ждет.
Здесь же рождается принцип храмового пожертвования как предшественника ссудного процента и комиссионных. Сейчас я скажу ересь - крупную такую, скандальную, антинаучную ересь: евреи вообще в крупном ростовщичестве не замешаны. Поэтому в Европе и нет огромных, мраморных, резных, в мозаике и витражах, наглых - выше всех зданий города - синагог. Но главной аргумент у меня иной: у евреев традиционные храмовые пожертвования так и не доросли до стадии института религиозной благотворительности, когда на проценты от прибыли содержатся целые сети госпиталей и университетов. И это значит, что в мир по-настоящему больших денег их так и не впустили.
Я бы сказал, что наиболее интересный объект для исследования - раннехристианский орден, явно унаследовавший социальные (очень важные для общества) функции стандартной храмовой сети и при этом уже не замыкающийся лишь на членах своего рода-племени. Этот перелом - ключевой.