Николай Павлович Акимов - талант без границ

Aug 06, 2017 20:57

У нас в группе учился Юра Милютин - чем-то они с Н.П. Акимовым внешне похожи (вот последний портрет, Соломона Эпштейна - копия).
Юрка уже в перестроечные годы был человеком нового времени - талантливый график, цепкий, харизматичный, пьющий. После института хотел заняться мультипликацией, но занялся театром. Сначала вытащил из небытия театр то ли в Лысьве, то ли в Ревде, потом работал в ТЮЗе в Екатеринбурге, потом руководил театром в Нижнем Новгороде. По последним данным переехал в Москву и директурствует там в небольшом театре. Конечно, масштаб другой, но и время было другое.

Оригинал взят у tito0107 в Николай Павлович Акимов - талант без границ
Ну и в целом советская графика - на порядок лучше советской живописи. Причины, я полагаю, понятны.
Оригинал взят у katia_lexx в Николай Павлович Акимов - талант без границ
Оригинал взят у pro100_mica в Ах! Я пристрастна к имени Акимов...

Не бросайся обещаниями. Актёр, не сыгравший роли Гамлета, которую ты ему обещал, утешит себя тем, что сыграет роль твоего могильщика... - Николай Акимов "Правила хорошего тона"

В 1935 начался самый главный этап в жизни Николая Павловича Акимова. По решению Ленинградского управления культуры Акимову предложили возглавить самый плохой театр в Ленинграде - Театр сатиры, недавно переименованный в Театр Комедии. При условии, что за год новый руководитель приведёт театр в порядок иначе он будет закрыт.



Николай Павлович Акимов, автопортрет



Николай Павлович активно принялся за дело, сформировал новую труппу: уволил нескольких актёров, в том числе приму Елену Маврикиевну Грановскую, расстался с теа-джазом Леонида Утесова, пригласил в театр молодёжь из своей бывшей театральной экспериментальной студии, ставшей впоследствии лицом Театра Комедии.

Николай Павлович был человеком необыкновенно образованным, эрудированным. Знал и любил русскую и зарубежную классику. Дебютировал он в Театре комедии спектаклем по пьесе Лопе де Веги Собака на сене. За год работы в театре Акимова случилось необыкновенное чудо: дышащий на ладан, театр не просто воскрес и стал качественно другим, он гремел на весь Ленинград. Лидер по натуре, уникально одаренный художник, график, литератор, режиссер, оратор, организатор, ренессансная личность, Акимов построил театр столь оригинальный, что даже вопреки нормам русского языка слово Комедия в названии театра стало писаться с заглавной буквы.



Эскиз костюма Лисандро к спектаклю по пьесе Лопе де Вега Валенсианская вдова. 1938 год
Эскиз костюма к спектаклю по пьесе Кальдерона С любовью не шутят



Эскиз костюма Оливии к спектаклю по пьесе Шекспира Двенадцатая ночь, 1938 год



Эскиз декораций к спектаклю по пьесе Шеридана Школа злословия, 1937 год



Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Ю. Свирина Терентий Иванович, 1937 год



Эскизы костюмов к спектаклю по пьесе Шекспира Двенадцатая ночь, 1938 год



Эскиз декорации к спектаклю по пьесе В.В. Шкваркина Страшный суд, 1939 год

Театральные премьеры не заставили себя долго ждать. ПослеСобаки на сене последовали один за другим спектакли по пьесам, как классиков мировой литературы, так и современных советских авторов: Школа злословия, Опасный поворот, Валенсианская вдова, Двенадцатая ночь и другие. В это же время начался многолетний творческий союз Акимова и драматурга Евгения Шварца, которого режиссёр убедил заняться комедийно-сказочной драматургией для взрослых. Так специально для акимовского театра Шварц создал свои пьесы Тень, Дракон, Обыкновенное чудо. Много лет Евгений Львович проработал заведующим литературной частью в Театре Комедии.



Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Евгения Шварца Тень 1940 год



Эскиз декорации Терраса Королевского дворца. Тень, 1960 год

Мне не пришлось увидеть спектакли поставленные при жизни Мастера, поэтому делюсь воспоминаниями других: Как интересно он соединял героев! В Тени дал Воропаеву роль Ученого, а Милиндеру - роль его Тени. Оба красавцы, одного роста, однофактурные. Гена Воропаев, от которого в каждой роли шел свет, и рациональный Лёва Милиндер. На лицо Тени режиссер нанес синий цвет. Зал замирал, когда вдруг Тень отделялась от Ученого. Эта сцена вписана в театральные скрижали. (актриса Вера Карпова о второй версии спектакля 1960 года)



Эскиз костюма к спектаклю Тень Е.Л. Шварца



Эскизы четырех мужских костюмов к пьесе Шварца Тень, 1940 год



Автопортрет

Будучи художником по восприятию и мировоззрению, Акимов-режиссер обладал уникальным свойством видеть спектакль как бы готовым заранее, во всей его стилистике и художественных деталях. Называя себя закоренелым реалистом, он помещал актеров в мир пьесы, в уникальную атмосферу его, акимовской, реальности, с его, акимовским, небом, архитектурой, праздничностью, театральностью и сказочностью (художник-сценограф Александр Окунь).



Эскиз костюма. 1940-годы. Бумага, карандаш, Экспертиза Русского музея



Портрет дирижера оркестра

Как и прежде Акимов не только руководил театром, он присутствовал везде и во всё. Разрабатывал и писал эскизы костюмов, причём с учётом актёров, которых он выбирал на роли, придавая им портретное сходство: Рисование сценического костюма переросло в рисование сценического образа, обсуждал с реквизиторами детали костюмов, каждую мелочь, вплоть до бижутерии, которую наденет актриса, утверждая, что не артисты играют с вещами, а вещи играют артиста...



Сэр Джон Фальстаф, эскиз грима
Не только костюмы, но и все гримы Николай Павлович придумывал сам.

Его афиши и театральные плакаты стали неотъемлемой частью каждого спектакля и города Ленинграда. Приезжих удивляло обилие ярких, пёстрых, как бабочки, афиш, расположенных на улицах, площадях, на круглых тумбах или подземных переходах. На них обращали внимание, удивлялись и шли в театр, расположенный на Невском проспекте в доме купца Елисеева, где их ожидало продолжение сказки: портреты актёров, витражи с героями спектаклей, уютный, солнечный, одетый в золотой бархат зал. Занавес открывался под аплодисменты зрителей, взору которых представлялись удивительные декорации, придуманные и расписанные самим Акимовым. Таким образом акимовский спектакль начинался не с вешалки, а с театральной афиши.



Николай Акимов. Автопортрет

Незадолго до войны Театр Комедии под руководством Николая Акимова был признан одним из лучших
театральных коллективов страны.

В первый год Великой Отечественной войны театр Комедии оставался открытым, репетиции и спектакли шли в помещении Большого Драматического театра, единственного, в котором имелись бомбоубежища. Там же поселились труппа театра с семьями и сам режиссер. Тридцать артистов ушли на фронт. Когда Акимов понял, что театр не выживет во время блокады, он убедил руководство города выделить ему два самолёта. Вся труппа театра с семьями не только действующих актёров, но и тех, которые были режиссёром уволены в первый год его прихода в театр, были вывезены в эвакуацию в Сталинабад.



Эскиз декорации к спектаклю Дракон. Ленинградский государственный театр комедии



Эскиз костюма Палача для спектакля Дракон по Е. Шварцу в Ленинградском театре Комедии, 1944 год

В годы войны, в осаждённом Ленинграде, и позже в эвакуации Акимов не покидал свой театр. Было выпущено 16 премьер, среди которых Питомцы славы (Давным давно) Александра Гладкова, состоявшаяся 7 ноября 1941 года и Дракон Евгения Шварца. Однако последний спектакль был запрещен цензурой и возобновлен лишь в 1962 году.



Эскиз костюма графа Зефирова к спектаклю по пьесе А.М. Бонди Лев Гурыч Синичкин, 1945 год



Эскиз декорации к спектаклю по пьесе А.М. Бонди Лев Гурыч Синичкин



Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Константина Симонова Русский вопрос, 1947 год



Эскиз декорации к спектаклю по пьесе В. Масса и М. Червинского О друзьях-товарищах, 1947 год



Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Сергея Михалкова Смех и слёзы, 1947 год



Эскиз декорации к спектаклю по пьесе братьев Тур Софья Ковалевская, 1948 год



Николай Акимов

В 1949 году, в русле идеологической компании, проводившейся в СССР, в прессе появились разгромные статьи на спектакли Акимова, которого открыто называли космополитом, западником и формалистом. Николай Павлович был отстранен от руководства театром, ставить спектакли ему было запрещено. Жил он в основном на гонорары, которые платили его именитые друзья за свои портреты. Затем по приглашению Охлопкова он переехал в Москву на постановку спектакля Директор по пьесе С. Алёшина; в 1955 году в театре Ленсовета выпустил сатирические спектакли Тени по Салтыкову-Щедрину и Дело по Сухово-Кобылину. Преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, с 1960 года профессор.



Ольга Берггольц, 1947 год



Сергей Юткевич



Александр Гладков, 1947 год



Портрет Oльги Олидор, 1949 год



Портрет супруги Акимова Елены Юнгер, пастель 1950 год



Портрет И. Гошевой 1950 год



Михаил Зощенко, 1951 год



Роман Рубинштейн и Елена Югнгер



Акимов Н. П. Портрет В. Н. Орлова. 1957



Народный артист СССР, лауреат Государственной премии Леонид Вивьен. Пастель. 1958 год



Нар артист Армянской ССР лауреат Государственной премии Сурен Кочарян. Тушь. 1959 год



Нина Аловерт, Лариса Морозова, Павел Карлович Вейсбрём



Народный артист РСФСР Аркадий Райкин. Итальянский карандаш, 1959 год



Аркадий Райкин



Портрет Исаака Шварца



Портрет Никиты Толстого (отца Татьяны Толстой), 1959 год



Художница и сценограф Нелли Полякова любимая ученица Николая Акимова



Портрет Ольги Аросевой



Советский актёр, театральный режиссёр и педагог, заслуженный артист РСФСР Борис Зон



Сергей Михалков



Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий Евгений Мравинский, тушь. 1963 год



Композитор Андрей Петров, тушь. 1963 год



Георгий Товстоногов



Ольга Антонова, 1965-66 годы



Николай Акимов

Но время брало своё, наступила оттепель, Николай Павлович в 1956 году вновь ступил на порог своего дома, простив всех, кто писал на него письма в органы: Ничего не было. Вы артисты, я режиссёр и мы работаем....



Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Евгения Шварца Обыкновенное чудо, 1956 год

Возвращение ознаменовалось постановкой спектакля Обыкновенное чудо по пьесе драматурга Евгения Шварца.



Николай Акимов. Эскиз пригласительного билета в Ленинградский театр комедии. 1950-годы. Бумага, тушь

Мы все стремились попасть на спектакли Акимова, хотя это было почти невозможно. Однажды, чтобы проникнуть в театр, нам с 21-летним Серёжей Юрским пришлось оттолкнуть двух мужиков, которые привезли в фургоне пиво, и под видом грузчиков, неся пиво, мы прошли в театр. А что было там! Там гулял этот человек. Это тоже совершенно пропавшее обыкновение, чтобы хозяин театра принимал своих гостей. Он был среди нас. Он ходил там. И мы были где-то рядом с ним. И так это и осталось. (искусствовед Вадим Гаевский)



Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Г. Гауптмана Перед заходом солнца, 1955 год



Эскиз театрального костюма к неизвестной постановке. 1950-е годы



Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Назыма Хикмета Чудак, 1956 год



Эскиз декорации к спектаклю по пьесе В. Шкваркина Мирные люди, 1957 год



Эскиз декорации к спектаклю Молодое дарование




И вновь в театре было поставлено множество великолепных спектаклей по произведениям русских и зарубежных классиков, а также современных советских драматургов. Эти постановки, как и прежде, имели ошеломительный успех у публики.



Эскиз театрального костюма, 1950-е годы



Эскиз декорации к спектаклю Лабиринт, 1960 год



Эскизы грима и театральных костюмов, 1962 год



Эскизы грима и театральных костюмов, 1962 год



Эскиз костюма Варравина к спектаклю по пьесе А.В. Сухово-Кобылина Дело



Эскиз занавеса к спектаклю по пьесе А.В. Сухово-Кобылина Свадьба Кречинского, 1966 год

Николай Павлович предсказал свою смерть: Знаете, как я умру? Я приду после спектакля домой, надену пижаму, лягу в кровать, почитаю французский роман - и умру. Так и случилось 6 сентября 1968 года во время гастролей Театра Комедии в Москве. После спектакля Тень, восторженно принятого зрителями, Акимов вернулся в номер. Утром, когда он не открыл двери номера на стук сотрудника, её взломали, и нашли его, лежащим в постели, в ночной пижаме, с номером Иностранной литературы в руках, открытом на 40 странице, где был напечатан французский роман Жоржа Сименона.

Незаконченными остались начатые перед смертью проекты, названия которых могут быть некоторыми восприняты мистически: Конец - делу венец и Всё хорошо, что хорошо кончается...




А в день прощания в Театре Комедии в Ленинграде на репертуарном щите на Невском проспекте было написано:
В связи с кончиной народного артиста СССР Н.П. Акимова спектакль Ничего не случилось отменяется

Знаменитый Режиссёр ушёл, но его, акимовская,
и ныне украшает программки спектаклей театра, носящего его имя...



Портрет Николая Павловича Акимова
Соломон ЭПШТЕЙН, 1971 год

Когда он ушёл, мы потеряли одно качество, которое потом к нам не вернулось. Мы потеряли блеск. Это был блестящий театр. Это был блестящий человек. Это был театр блестящих актрис. Театр, шедший откуда-то оттуда. В нём была Англия, Франция, Америка, Европа, какая фантастическая Россия, совершенно не та, в которой мы жили, но в которой могли бы жить... (Вадим Гаевский, искусствовед)



Резонансы., искусство

Previous post Next post
Up