Об изменениях в системе управления экономикой

Oct 23, 2015 18:38


Предлагается изменить структуру органов власти РФ таким образом, чтобы, для целей экономического развития, сгруппировать субъекты РФ в 10-15 больших групп (возможно, они будут повторять по составу федеральные округа, или экономические районы РФ, принятые в экономической географии), и закрепить это на законодательном уровне. Таким образом, должен появиться третий уровень власти, промежуточное звено между федеральным центром и субъектами, с исчерпывающим перечнем полномочий -  исключительно в сфере экономики, вначале - по развитию общих для нескольких регионов, отдельно взятых, строго определенных проектов, а затем, возможно - и по управлению экономикой, но не всей, а тоже в определенной ее части. Такие группы субъектов условно можно назвать округами. Орган исполнительной власти округа должен был бы состоять из представителей федеральной и региональной власти.

Правовая основа -  конституционное разграничение предметов ведения между субъектами РФ и федеральным центром. В юридическом смысле, и это могло бы быть закреплено законом, как федеральный центр, так и субъекты делегировали бы часть своих полномочий, а именно- полномочия по управлению экономикой, (особенно те из них, что находятся в совместном ведении по ст. 72 Конституции), конкретно перечисленные в законе по видам и сферам - органам власти округов.

Главным элементом этой системы должны были бы стать созданные в каждом округе, существующие при органе управления округов и учрежденные ими государственные экспертные учреждения - научно-исследовательские экономические институты, по одному при каждом правительстве округа. Именно они должны разрабатывать программы развития экономики округа, охватывающие комплексное, взаимосвязанное развитие экономики сразу нескольких субъектов РФ, то есть тех, что входят в состав соответствующего округа. Уровень этих институтов должен в дальнейшем, по мере их развития, стать таким, чтобы они соответствовали лучшим мировым экономическим научным и образовательным учреждениям. Для работы в них следует привлекать лучших из лучших экономистов, как практиков, так и теоретиков, особенно, специализирующихся на макроэкономике, отечественных, а возможно, и иностранных. Причем, теоретическая часть института должна составлять по количеству  сотрудников и объемам работы не менее половины. Задачей институтов должно было бы стать не "хозяйственное руководство" в духе административно-командной экономики и не планирование в духе Госплана СССР, а разработка рекомендаций по управлению экономикой регионов исключительно на основе законов рынка, с учетом экономики регионов, с учетом особенностей экономики и данных статистики по каждому региону.

Результатом их работы могли бы стать, например, как среднесрочные (на 5-7 лет), так и долгосрочные комплексные Планы развития экономики округа - какие предприятия, сколько и где будут построены, сколько для них понадобится сырья, энергии, кадров, финансовых средств, транспортных комуникаций, с учетом спроса и предложения, динамики ВВП, и других экономических данных по округу в целом. Институт должен получать от органов власти субъектов РФ и региональных отделений Росстата все данные по экономике каждого региона (области, края, республики), объединять их, анализировать и обрабатывать, и учитывать при составлении Планов развития. На Планы развития должны были ориентироваться и инвесторы, как частные, так и бюджетные. И наоборот, План мог бы предусматривать изначально заложенные в него государственные проекты.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что задачей Округов должно быть не управление существующими в Округе предприятиями путем раздачи им прямых указаний, сколько и чего производить, и не дублирование функций федеральных и региональных органов власти, а экономическое (в большей степени научное, теоретическое) моделирование, и прогнозирование развития экономики округа, путем разработки комплексной макроэкономической модели (Плана развития) с учетом региональных особенностей, и взаимосвязи экономики нескольких субъектов РФ, входящих в округ.

Необходимость в таком промежуточном звене управления экономикой явно существует, так как власти субъектов не имеют достаточно средств  и полномочий для развития крупных совместных межрегиональных проектов, экономики регионов зачастую развиваются обособленно, создается дисбаланс и в уровне развития, и в уровне жизни. А федеральный центр создает чаще всего только общефедеральные программы  и проекты, у центра нет ни желания, ни возможностей развивать регионы "дистанционно", издалека, из Москвы. Для федеральных чиновников регионы - это всего лишь "глубинка", отсюда и бюрократическое, презрительное и наплевательское отношение. Зачастую федеральный центр и решает, что "нужно" а что "не нужно" тому или иному областному центру или региону, выделить средства, или не выделить. Многие регионы так и остаются нищими, дотационными, и из этой нищеты у них нет никаких шансов выбраться, потому что их так "определили". А регионы, между тем, должны иметь не только больше полномочий, прежде всего экономических, но и свои собственные, а не "выделенные" им финансовые средства, причем такие, которых хватало бы на мощнейшее развитие, а не на то чтобы едва хватило подлатать дороги.

Некоторые крупные проекты можно профинансировать только путем объединения бюджетных средств нескольких регионов, и такая возможность, как правовая, так и экономическая, была бы регионам предоставлена. Для финансирования общих межрегиональных проектов при каждом округе должен быть учрежден фонд для финансирования окружных инвестиционных проектов, на пополнение которого могла бы идти не только часть бюджетных свободных средств из бюджета каждого субъекта РФ, входящего в округ, но и перераспределена в обязательном порядке часть федеральных налогов (назовем его условно "Фонд развития Округа"). Источниками пополнения, например, могли бы быть 3-5% от НДС округа, а также часть "длинных денег" внебюджетных фодов. И чтобы округ САМОСТОЯТЕЛЬНО, с учетом мнения властей субъектов, рекомендаций института, и конечно, пожеланий жителей, решал, какие проекты можно реализовать. Это могли бы быть и некоммерческие, инфраструктурные проекты, но такие, которые оказывают сильнейшее косвенное влияние на рост коммерческого сектора, например, транспортное, жилищное строительство, объекты энергетики (крупнейшие электростанции и ЛЭП).

К слову, Фонд развития мог бы и сам привлекать средства. Например, в его структуре можно было бы выделить в дальнейшем коммерческую часть, предназначенную для финансирования исключительно коммерческих и наиболее быстроокупаемых проектов, и он бы мог привлекать средства путем эмиссии ценных бумаг.

Можно предположить, как бы это могло выглядеть на практике. Приведем пример. Возьмем средний областной центр с численностью населения 500-700 тыс.чел. Считается, что городу такой численности метро "не нужно", и "федеральный центр", конечно же, средств "не даст" (а в Москве, при этом, открываются все новые и новые десятки (!) станций метро, и Москва продолжает гипертрофированно расти. Так вот, при наличии  в округе средств и желании жителей метро было бы создано в 2-3 областных центрах округа, в тех их них, где его нет, но где есть перспектива роста, и рост как раз сдерживается из-за неудобного и недостаточно развитого транспорта. Для этого было бы создано одно на  округ предприятие для проектирования и строительства метро, закуплено для него оборудование. В среднем областном центре на первом этапе метро состояло бы из 2 линий и 5-6 станций, но это создало бы огромные возможности для дальнейшего роста города за счет присоединения к нему окружающих его территорий в радиусе 10-15 км, куда и пришло бы метро, вначале всего лишь по одной станции на один такой крупный окраинный микрорайон, рассчитанный в перспективе на 10-20 тыс. чел., соединив такие окраинные микрорайоны со "старым" центром города. Этих микрорайонов как таковых почти еще и не было бы, только новостройки в степи, но если бы туда было подведено метро, автодорога и коммуникации, туда пошли бы частные инвестиции - жилищное и коммерческое строительство, торговля, производство, и т.д.

Другой пример. Существует острая необходимость для развития "несырьевых отраслей", но частный капитал не идет в промышленность, малому бизнесу при всем желании это не под силу. Как раз этим и могли бы заняться власти округов - создать по одному на округ крупнейшее предприятие приборостроения и/или станкостроения (эти отрасли считаются "сердцем машиностроения") и для разработки и поддержания его теоретической базы - научно-исследователький и образовательный институт, тоже один на округ. Именно "длинные деньги" Фонда развития Округа позволили бы такому предприятию "встать на ноги" и пройти период, пока оно бы работало на уровне рентабельности, и финансировать работу института, задачей которого было бы освоение и развитие теории и практики приборостроения на современном мировом уровне, внедрение технологий в производство.

Такие промышленные, транспортные, энергетические, образовательные проекты и позволили бы "запустить", "оживить" экономику регионов, и туда бы пошли частные инвестиции, которых сейчаc очень усиленно "ЖДУТ" власти субъектов РФ.
Previous post Next post
Up