Вторым очерком в "Романтике старых расписаний" должен был быть очерк об изменениях в расписании поездов Казань-Москва-Казань за столетие 1894-1994. Никаких особых трудностей задача на первый взгляд не представляла: дедушка располагает неплохой коллекцией "Официальных указателей пассажирских сообщений" за многие года. Знай себе набивай расписания год за годом, фиксируй изменения и комментируй их, благо есть что комментировать. Но на практике всё оказалось не совсем так.
Небольшое отступление. Работе с источниками дедушка научился не протирая штаны в университете на курсе источниковедения. Нет. Внимательно относиться к любым докюманам его научил незабвенный командир взвода в тюрьме народов капитан Емельянов. Он учил нас правильному чтению инструкций по эксплуатации и руководств службы, не говоря уж об уставах и наставлениях. Привитые им навыки сильно пригодились дедушке не только на военной службе, но и на гражданке. И не только на работе, но и в его любительских забавах.
Так вот. Перед дедушкой оказался очередной "Официальный указатель...", на этот раз на 1922 г. Дедушка аккуратно перенес расписание поезда Москва-Екатеринбург в его казанской части, обсчитал его и прокомментировал. Дух разрухи и упадка веял от практически всех графиков пассажирских поездов, черепаший ход, часовые стоянки - дороги если и не агонизировали, то были близко к коме. Но сказалась привычка к тотальному просмотру докюмана. И он стал вчитываться в помещенные в "Указатель" руководящие документы по пассажирским перевозкам. И тут всё. Перед ним разверзлась информационная бездна. Документы эти словесно обрисовывали то, что в цифрах показывали графики.
Материальная разруха сочеталась с крайним моральным разложением железнодорожных служащих, погрязших во взятках. Поэтому совмещение в одном лице должностей Наркомпути и Предгпу было логичным и очень верным шагом. Всю сложность и нервность обстановки передаёт вот этот докюман (по терминологии того времени "агент" это служащий ж.д.):
Приказ Народного Комиссара Путей Сообщения
22 сентября 1922 г.
№ 1406 г. Москва
О борьбе при содействии населения с участившимися на местах незаконными действиями и злоупотреблениями агентов путей сообщения
В целях реального привлечения населения страны к борьбе со злоупотреблениями со стороны агентов железнодорожного и водного транспорта и предоставлению населению самой действительной возможности обжалования незаконных действий этих агентов, настоящим предлагаю:
1. На всех станциях, полустанциях, пристанях и портах, а равно и отдельно устроенных товарных конторах иметь надлежащие (прошнурованные, пронумерованные и за печатями) книги, предназначенные для записи в них жалоб населения на незаконные действия агентов.
2. Книги эти хранить в помещениях, находящихся на видных и доступных для публики местах.
3. На всех станциях, пристанях и портах, а также в вагонах и пароходах поместить на видных местах, как вне, так и внутри зданий, подробные объявления с указанием: а) права всех заинтересованных лиц на занесение в книгу предусмотренных настоящим приказом жалоб, и б) места нахождения как самой книги, так и ключей от ее помещения.
4. В сказанных выше объявлениях пояснить, что жалобы должны записываться, по возможности, с указанием имеющихся доказательств и свидетелей, а также имени, фамилии и точного адреса записавших жалобу и свидетелей.
5. От каждого помещения для книги должно существовать два ключа, из коих один - у дежурного агента ГПУ, а другой - у начальника станции (заведующего пристанью, морагента) или замещающего его дежурного агента.
6. Копия жалобы безотлагательно препровождается начальником станции (завед. пристанью, морагентом) начальнику дороги или соответствующего местного управления.
Примечание. На крупных узловых и распорядительных станциях, где находятся особоуполномоченные по борьбе со взяточничеством, копия жалобы передается также и этому последнему на предмет немедленных распоряжений.
7. По получении копии жалобы, копию с нее начальник дороги (или соответствующего местного управления) немедленно направляет в существующую на месте тройку по борьбе со взяточничеством, если таковая желоба имеет прямое или косвенное отношение к взятке, и вместе с тем безотлагательно приступает к расследованию на месте.
8. Об обнаруженных расследованием обстоятельствах сообщается без малейшей задержки указанной выше тройке на предмет необходимых в подлежащих случаях постановлений и распоряжений.
9. Местные комиссии должны иметь постоянное наблюдение за деятельностью всех агентов путей сообщения в деле обнаружения злоупотреблений.
10. Если жалоба касается другой дороги (линии), то полученная копия препровождается немедленно в соответствующее управление, которое и поступает согласно указанного в п.п. 7,8 и 9 сего приказа.
11. Кроме вышеуказанной книги предписываю во всех упомянутых в п.3 сего приказа местах завести специальные запертые ящики для опускания в них письменных жалоб и заявлений (при желании в запечатанных конвертах) теми лицами, которые не пожелали бы открыто и гласно заявлять на местах об имеющихся у них претензиях и сведениях.
12. В интересах устранения со стороны лиц, опускающих свои жалобы в ящики, возможных опасений за какие бы то ни было вредные для них от того последствия, настоящим объявляется, что имена лиц, опустивших жалобы, ни в коем случае не будут преданы огласке без определенно выраженного ими на то согласия, а потому лица эти приглашаются смело указывать в своих жалобах, кроме имеющихся у них доказательств и свидетелей, также имена, фамилии и адреса, как свои, так и свидетелей; при этом предупреждается, что анонимным жалобам никакого движения дано не будет.
13. Ключи от этих ящиков должны храниться или на станциях (пристанях, портах) или в местных управлениях у лиц, вполне заслуживающих доверия и находящихся вне всякого подозрения.
14. Хранители ключей должны ежедневно вынимать из ящиков жалобы и заявления и таковые немедленно доставлять начальнику дороги (или соответствующему местному управлению), которые поступают с ними согласно правил п.п. 6 и 7 сего приказа, с предупреждением местной комиссии (тройки), - при отсутствии явно выраженного согласия жалобщиков (п.12) о неоглашении имени заявителя или жалобщика.
Примечание. Если ключи хранятся в местных управлениях, то выемка из ящиков жалоб должна тем не менее производиться достаточно часто и во всяком случае не менее одного раза в неделю.
15. Для предоставления населению, в интересах успеха намеченной задачи, легко ориентироваться в существующих на путях сообщения порядках, правилах и тарифах, предлагаю вывешивать на соответствующих видных местах руководящие объявления, как-то: а) о стоимости проезда и провоза багажа и грузов, б) о прямых относящихся к публике обязанностях всех агентов по пассажирскому и грузовому движению, в) о лицах, к коим следует обращаться в случаях тех или иных недоразумений и притеснений со стороны агентов и т.п.
16. В интересах контроля действий вышеупомянутых агентов путей сообщения распоряжениями местных управлений и центральных органов НКПС, а также местных комиссий (троек) производятся на местах летучие ревизии, о времени производства которых делаются в книгах соответствующие отметки за подписями производящих таковые.
17. На начальников станций, пристаней и морагентов, а равно и на агентов ГПУ на местах, возлагается обязанность оказывать лицам, желающим занести в книгу жалобы, всемерное и самое энергичное содействие.
18. Все вышеуказанные начальники приглашаются, по возможности безотлагательно, выработать и объявить упомянутым выше своим местным агентам соответствующие инструкции, направленные к более целесообразным мерам пресечения на местах злоупотреблений.
Все работникам ж.-д. и водного транспорта республики без исключения вменяю в непременную обязанность твердо помнить и неуклонно проводить в жизнь лозунг "транспорт для граждан, а не граждане для транспорта".
Наркомпуть и Предгпу Дзержинский.
Замечу, что это воззвание было помещено как руководящий документ в "Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений" наряду с правилами пассажирских перевозок. Документ своей страстностью настолько выбивался из череды обычных железнодорожных узаконений, что тут же появилось желание прочесть полистно весь "Указатель". Желание было не напрасным. Такие документальные россыпи на дороге не валяются. Поэтому придется изменить концепцию - вторым очерком будет очерк об "Указателе" на 1922 год. Ну что ж, посижу денёк, понабиваю тексты - не привыкать. Зато какая будет красота.