Труба зовет

Jan 14, 2008 12:51

Хватит валять дурака. Люди давно предложили бесплатно сорудить сайт и оплачивать его, как это, хостинг. Другие люди предлагают издать, в конце концов, мою казанщину. А я преступно ленив. Это непорядок и отчасти где-то и соблазн.
Составил план устранения недостатков. Поскольку содержание сайта будет в равных пропорциях краеведческим и, не побоюсь этого слова, публицистическим, то в порядке заготовки контента будут причесываться и высталяться изделия и по той, и по другой линии. Вместе, врозь или попеременно - покажет практика.
Вот первое изделие. Краеведение, билат.

Любите, девушки, простых романтиков - отважных лётчиков и моряков

Может быть, вам даже приходилось здесь заправляться: я имею в виду заправки по обеим сторонам Оренбургского тракта у Танкового кольца. По нечетной стороне, там, где ещё недавно рос какой-то кустарник, сейчас построили что-то относящееся к метрополитену. Вид, особенно поздней осенью - гаже некуда.
Но именно здесь, на том самом месте, что еще недавно было обнесено забором с литерой «М», 10 сентября 1910 года впервые в казанское небо поднялся самолет. Этим самолетом был французский аппарат Блерио V, а летчиком француз Леон Летор. Полет француза был неудачен: сделав два круга над ипподромом на высоте около 40 метров, самолет совершил стремительный спуск у Оренбургского тракта. Аэроплан разбился. Авиатор, к счастью, отделался ушибами, и мы оставляем его в покое: у Летора прекрасное будущее видного авиаконструктора, машины Letord известны всем историкам авиации. Чуть спустя, в кабину другого самолета - Блерио XI - садится Александр Алексеевич Васильев, наш земляк, выпускник юридического факультета Казанского университета и "кандидат на судебные должности" Казанского окружного суда.
Взлет, поворот, набор высоты - 100...300...400 метров. Аэроплан делает 9 кругов за 19 с половиной минут и садится в центре ипподрома у самых трибун. Летчика в восторге качают. Так несколько минут спустя после француза в казанское небо впервые взлетел казанец.
О жизни первого казанского пилота вполне можно сделать сериал - материала хватит с избытком. В первой серии можно было показать его родину - уездный город Темников, самый что ни на есть медвежий угол России: грязь по уши и колокольный звон. Во второй Саша Васильев - молодой студент юрфака Казанского университета: знаменитый университетский портик, бороды и пенсне ординарных профессоров и приват-доцентов, поездки на пароходе по Кабану в "Чертов угол", муэдзины, цыгане, керосиновая лампа, чернильница, конспекты.
Третья серия - наш герой стал "кандидатом на судебные должности". Здание окружного суда и сейчас живо, "зерцало" можно отснять в Национальном музее. С осмысленными физиономиями судейских будет посложнее, но кто сказал что сериал снять - это ишака купить?
На Францию надо отвести серии три: Париж, Авиньон, Бабиньон, Сен-Жермен-де-Пре и Сен-Жермен же, но де-Клу - тут одной не обойдешься. Школа летчиков Блерио. Учебный процесс. Летающие этажерки, свист ветра, треск моторов. Коньяк, шампанское и вкус французской булки, Пляс Пигаль, диплом. Отдельно - покупка Васильевым собственного самолета. Зритель должен быть в ужасе - на этом ещё и летают?
Возвращение в Россию. Всё должно быть в стиле sous l`ombre d`un kliukva. Под тенью развесистой клюквы раскинулась империя: новый тип предпринимателя народился - сердцем чист, стал уж братом пролетария фабрикант-капиталист, меценаты, не знающие, кому бы еще отвалить пару сотен тысяч. Волга. Васильев с товарищами в турне по приволжским городам. Пыль, колокольный звон, гимназистки румяные, старинные автомобили, лошади, крупно - навоз на улицах. Васильев - образец джентльмена: английские спортивные костюмы, панамы, котелки, перчатки, гетры. У остальных летчиков все не слава Богу - у Васильева аппарат послушен, полет красив, аплодисменты гуще.
Одну серию стоит целиком потратить на Казань. Народ облепил недостроенные строения нынешнего танкового училища - тогда только-только строились казармы Каргопольского драгунского полка. Пылят доисторические грузовики - они везут народ с последней трамвайной остановки, она была тогда у перекрестка Эсперанто и Петербургской. Через дорогу от стройки - Казанский ипподром, тогда он был именно тут.
На почетных местах трибуны губернатор Стрижевский и командующий войсками округа Гейсман - благообразный старик с усами и огромными бакенбардами, здесь без пастижёра не обойтись ( с началом Первой мировой Гейсман станет Гейсмансом, чем подчеркнет свое голландское, а не немецкое происхождение). Оркестр драгун сильно оживит картину - можно привлечь ребят из оркестра артучилища. Светских дам будут изображать студентки "кулька" - "Академии казанской культуры", благо что распложено это богоугодное заведение рядом. Правда, звукорежиссеру придется обратить особое внимание на исключение мата из светского студенческого щебета, но других студенток у нас для него нет.
Перелет Петербург - Москва в 1911 году - ещё та авантюра: кто погиб, кто покалечился, на место прибыл только он - наш герой. При известной расторопности потянет серии на две - туманы, болотные топи, переломы, энтузиазм населения, репортёры, встреча героя.
Ну а там дальше - знакомство с легендарным в будущем Нестеровым, освоение «мертвой петли», катание на своем самолете дам, сочинение трактата "В борьбе с воздушной стихией" (сейчас жалею, что пожадничал и не отдал $90 за эту книжку).Тревожная музыка. Гаврила Принцип стреляет во Франца-Фердинанда. Объявление войны. Васильев вместе со своим самолетом идёт в добровольцы. Кожаная куртка, очки, впервые введенный в России головной убор "пилотка". Разведывательные полеты в Галиции. Денежное довольствие - 3 рубля в месяц.
Предпоследняя серия. Последний полет. Аэроплан подбит. Летчик приземляется на вражеской территории. Плен. Колючая проволока, австро-венгерские рожи. Лагерный быт. Побег.
Последняя серия. Васильев пойман. Перевод в лагерь строгого режима. Снова австро-венгерские морды. Гибель.
С Казанью самым тесным образом связаны люди с биографиями не просто авантюрными, а феерически авантюрными. Одни из них (взять хотя бы Адольфа Пора, преподавателя гимназии, а затем университета) покоятся на местных кладбищах. Другие нашли последний приют в иных местах - М. Бенёвский, к примеру, аж на Мадагаскаре. Сейчас я рассказал о летчике. Рассказ о моряках - впереди.

авиация, история, люди, казань

Up