Текущее

Aug 05, 2016 07:08

Тут дедушка кое-что нацарапал для Казани24. Не судите строго.

Ломбард - банк для бедняков




Бухгалтер, клерк, чиновник, бард,
Актер и педагог,
Развив галоп, несут в ломбард
Не узел - целый стог.
Панаму, светлое пальто
(теперь не их стезя)
Пиджак, жилет.. и даже то,
Чего сказать нельзя.
(из газеты «Петроградская жизнь»)

Начну немного необычно: предложу вспомнить всё, что вы знаете о ломбардах в старой России и в СССР. Если ничего существенного не вспоминается, то нам поможет третий том энциклопедии «Отечественная история», издания в высшей степени добротного.
Из обширной статьи мы узнаём, что ломбарды - учреждения краткосрочного кредита, занимавшиеся операциями со ссудами под заклад различного движимого имущества (кроме ценных бумаг и долговых обязательств и уясняем, что дореволюционные ломбарды были государственными, городскими и частными (акционерными).
Если история государственных ломбардов ( эти учреждения тогда носили иное название) началась в 1729 году, то городские и частные ломбарды были гораздо моложе: в 1886 году был создан вологодский городской ломбард, чей устав стал образцом для ломбардов в других городах. Казанский городской ломбард был открыт 3 января 1889 г. на капиталы, предоставленные Казанским городским общественным банком. Один из 105 городских ломбардов, Казанский ломбард оказался востребованным учреждением и вскоре у него появилось Рыбнорядское отделение в доме, где был памятный многим казанцам колбасный магазин на Кольце.




Петербургский столичный. Но без казанца не обошлось

Но прежде чем продолжить разговор о казанских ломбардах, мы поговорим о крупнейшем русском частном (акционерном) ломбарде --Петербургском Столичном. Петербургский Столичный ломбард был основан в 1888 году. Среди его основателей был Василий Васильевич Мартинсон - тот самый, чей дом стоит и по сей день на Кремлевской улице и кто был совладельцем громко лопнувшего Товарищества Печенкина и Ко. Другим совладельцем этой банкирской конторы был казанский же купец Василий Иванович Заусайлов. Петербургский Столичный ломбард был мощным кредитным учреждением. Его акционерный капитал составлял 5 млн руб., запасный - 1, 6 млн. руб., а чистая прибыль в 1913 году - 882,7 тыс. руб. Это был один из немногих ломбардов, имевших филиалы в других городах России (Владимире, Екатеринбурге, Киеве, Нижнем Новгороде, Саратове и Казани).




Баумана, 27

А теперь можно перейти к рассказу о доме. И тут нам поможет Гульчачак Гилемхановна Нугманова, искусствовед, знаток истории застройки Казани. Именно ей принадлежит характеристика дома 27 в архитектурном отношении и установления авторства проекта. Вот что писала она в великолепном, но, к сожалению, прекратившемся казанском журнале «ДИНА - Дизайн и новая архитектура»:

Дом построен для казанского купца Алексея 'Тимофеевича Маркова по проекту архитектора П.Г. Пятницкого. Известный казанский архитектор эпохи классицизма, а на то время вольнопрактикующий архитектор принял участие в новой эклектической застройке города и внес свою трактовку в высочайше утвержденный образец: вместо окон по сторонам, были устроены входы в магазины, скромно оформленный центральный вход заменен широким проездом во двор. Центральная часть по второму этажу была подчеркнута фланкирующими ее сдвоенными пилястрами. Таким образом, при сохранении общего декоративного оформления фасада, была нарушена заложенная, в источнике и характерная для эклектики равномерная, лишенная акцентов проработка фасадной плоскости. Архитектор придал композиции фасада более привычную ему симметричность путем подчеркивания центральной и боковых частей.







Прошло время, и в 1915 году дом покупает Петербургский Столичный ломбард, ставший уже, впрочем, Петроградским. Дом надстраивается на два этажа и приобретает привычный нам вид. Проект надстройки составил Федор Романович Амлонг.




Казанцы из тех, что постарше помнят левый брандмауэр этого дома с большой черной надписью «Петроградский Столичный ломбард» с ером и десятеричным i.

Амлонг: кто такой и что построил

Второй том «Юбилейного справочника Императорской Академии художеств» дает справку о нем: «Сын прусского подданного, лютеранин, учился в 1893 -1900 гг., закончил со званием художника-архитектора с чином X класса. 2 ноября 1900 года удостоен большой золотой медали за проект гостиницы-санатория на юге». В Казани он работал на земской и городской службе, преподавал в Казанской художественной школе. Художественное образование Федора Романовича (я специально не привожу здесь гроздь его немецких имен - их можно узнать через любой поисковик) сочеталось с инженерным самым удачным образом: он стал не только автором проектов нескольких удачных построек в Казани, но и владельцем строительной конторы «Современное зодчество», размещавшейся в доме Соломина (сейчас №62, вход с Поперечно-Воскресенской (Астрономической) улицы. Сохранились подписные проекты его построек и перестроек: дом М.Подуруевой на ул. Лобачевского (сейчас там Союз композиторов), собственное здание Нового клуба (ныне там театр им. Тинчурина), из газет того времени известна его причастность к постройке дома Марьям Бану Ибрагимовны Шамиль (Апаковой) - ныне музея Тукая.
Отсутствуют какие-либо подтверждения в виде документов или заметок в современной постройкам прессе его авторства проекта дома командующего войсками округа - сходства отдельных элементов дома Подуруевой и дома командующего и утверждения П.М. Дульского (тоже не имеющего ссылок и сделанного почти через сорок лет после строительства) не дают возможности безоговорочно указывать Амлонга как автора проекта. Столь же, впрочем, неосновательны и попытки сделать автором военного инженера Паррота. Эгмонт Оттович, один из чинов Казанской инженерной дистанции лишь руководил строительством. И никакие запросы в Российский военно-исторический архив не помогут: есть некоторые вещи, которые надо делать самим. Раньше это можно было сделать относительно недорого, сейчас же как минимум двухнедельная командировка специалиста в Москву обойдется недешево. Но тут так: или экономить и жить домыслами, или потратится и внести ясность.

И снова к ломбарду

Но вернемся к нашему ломбарду. Революция не принесла ломбардам ничего хорошего. Агония этих «банков для бедняков» была мучительной. Залоги подвергались реквизициям и конфискациям, деньги обесценивались, их роль как платежного средства падала, хозяйственная жизнь натурализовалась. Но все же жизнь взяла свое и ломбарды стали возрождаться. В октябре 1922 г. декретом СНК РСФСР в целях предоставления нуждающемуся городскому населению возможности пользоваться до¬ступным потребительским кредитом было разрешено создавать коммунальные ломбар¬ды, а спустя месяц был введен в действие их типовой устав. В городах стали появляться Гострудломбарды. Но Казани среди этих городов не было. Зато автор этих строк застал еще множество каких-то мутных скупочных магазинчиков и киосков: они кучковались в старой части города и дожили, если не изменяет память до начала шестидесятых. А в доме 27 в те самые шестидесятые был Бауманский райисполком вместе со всеми своими подразделениями (РОНО, райздравом, собесом и т.д.), кроме финансового.

Казанский крематорий - последний проект мастера. Дальше - концлагерь

А что же было с нашим Федором Романовичем? Если верить данным Сети, то как раз в том самом году, в котором Амлонг надстраивал дом на Большой Проломной для ломбарда, он был выслан в Иркутск как прусский подданный. Документы Нацархива РТ свидетельствуют, что долго там Федор Романович не задержался - в 1919-м он уже служит в казанском Комгосоре (Комитете по государственным сооружениям). Комгосор весьма деятельно занялся идеей сооружения в Казани крематория. Идею поддержал и принял участие в обсуждении и первоначальном проектировании Федор Романович Амлонг. Напомню, шел 1919 год. Потом следы его находятся в Москве, уже в тамошнем Комгосоре. Где его и хватает местная ЧК. Приговор - заключение в концлагерь до конца гражданской войны. Дальнейших сведений о нем не обнаружено.
Московские Амлонги, в частности брат Федора Романовича Карл, жили на Пречистенке в доме Сабашникова - изумительном старомосковском доме. Известен склеп семейства Амлонг на Введенском кладбище - он находится под госохраной.




P.S. Не имей сто рублей, или Dovery, noprovery
Но на самом деле с Амлонгом обстояло не так кисло.
На следующий день после опубликования колонки, автор получил укоризненное письмо от своего доброго товарища Сергея Павловича Саначина - подлинного солнца казанского краеведения. Сергей Павлович укорял автора в том, что он крайне поверхностно ознакомился с подаренной ему книгой «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани». А в той книге черным по белому было написано, что Федор Романович Амлонг уже после Гражданской трудился в Казани начальником Горсельстроя в Комгосооре. В 1923 году он был членом комиссии их трех человек (Батанов, Амлонг и Салканов) по перепланировке Казани. По все видимости именно ему принадлежала идея пробивки ул. Чернышевского (ныне Кремлевской) через участок В.Ф.Залеского до Рыбнорядской (ныне Пушкина). А в 1924 году Федор Романович активно принимал участие в обсуждении увековечения памяти вождя. «Памятник должен быть символом победы труда над капиталом и по своим размерам быть величественным и огромным» - считал недавний владелец строительной конторы и кирпичного завода.

краеведение, казань архитектура, казань24, баумана, казань

Up