Перечитываю веллеровский «
литературно-эмигрантский роман». Несмотря на авторскую злобность, считаю роман лучшим произведением из длинного списка «о Довлатове». Удивительное совпадение, сегодня, после
мнения дважды дифференцированного эмигранта, читаю у Михаила Веллера:
«Россия-остается своей: ты приезжаешь-здор-рово, ребята! Смотришь в лица, прочее мелочи. И по дороге от лица до лица-шизеешь: от грязи, бьющей в глаза, нерадивой и бесстыдной нищеты, нормальной окружающим; от обшарпанных прилавков, вонючих лестниц, колдобистого асфальта; от дебильной медлительности кассирш и неприязни продавцов, от грубости равнодушия и простоты жульничества, агрессивной ауры толпы, где каждый собран за себя постоять, раздрызганности упрессованного телами транспорта, нежилой неуютности кабинетов и коридоров, от неряшливой дискомфортности редких кафе и убогой пустоты аптек. Таксист-хам, редактор-враль, слово не держится, в метро духотища, водка-отрава, вязким испарением прослоена атмосфера, тягучий налет серости на всем, и от этой вселенской неустроенности устаешь: сам процесс жизни делается тебе труден неизвестно отчего.»
Веллеру хорошо, он-писатель, меня в таких случаях срывает на мат. Дважды дифференцированные считают себя чуть ли не петрами великими, прорубающими окна в цивилизованный мир. Я же вижу в них обычных биржевых игроков-сорвать дивиденды до того, как всё рухнет (тем более, что разнообразные паспорта готовы). Таких не хочется жалеть во время очередной катастрофы, ведь они знают, на что идут…
Вот ещё из Веллера:
«И Ганапольскому в «Эхе Москвы» на вопрос: ну как тебе Москва?-я мог ответить честно только одно: ребята, в этой сверхгигантской куче дерьма оскорбительно и непереносимо все. Кроме одного: но ребята, вы все здесь…»