«И поставил Авраам шатёр, и пришёл, и поселился в Элоней-Мамре, что в Хевроне, и жил там, и построил жертвенник Всевышнему»-Берейшит, 13:18
Так, согласно Торе, тридцать семь веков тому назад переплелась судьба еврейского народа с удивительной судьбой одного из древнейших городов на земле. С тех пор почти четыре тысячелетия, от начала истории евреев длится история города-праотцев, первой еврейской столицы-Хеврона. Здесь Авраам купил поле и пещеру «Махпела». Здесь похоронен он сам, его жена Сара, их сын Ицхак с женой Ривкой, их внук Яаков и жена его Лея. Название «Махпела» (от ивритского корня к. п. л, 'быть двойным, парным') интерпретируется в раввинистической литературе как указывающее на двойную пещеру или относящееся к парам, похороненным там. Раввинистические источники считают, что в пещере «Махпела» похоронены также Адам и Ева. Согласно Иосифу Флавию и некоторым апокрифическим источникам, там же похоронены сыновья Яакова (по мусульманской традиции возле пещеры находится и могила Иосифа). Яаков жил в Хевроне с сыновьями, отсюда он послал любимого сына Иосифа в Шхем. С этого дня, как известно, началась история пленения Иосифа и переселения семьи Яакова в Египет.
Когда, вскоре после исхода из египетского рабства, Моше послал разведчиков «высмотреть землю», один из них, Калев бен Ефуне, пришёл в Хеврон, чтобы помолиться на могиле праотцев. Позже, когда сыны Израиля делили Эрец-Исраэль на родовые уделы, Калев получил во владение Хеврон и был единственным, кто получил надел не по случайному жребию, а как личный дар. В дни Иеошуа бен Нуна Хеврон стал городом священников (коэнов) и левитов.
Могила Авраама
Звезда Хеврона взошла в дни Давида сына Ишая. Здесь он был помазан на царство 2865 лет назад (по мнению некоторых других источников-3007 лет назад). Семь из тридцати лет царствования Давида столица находилась в Хевроне. До наших дней сохранились развалины древней столицы (южнее пещеры «Махпела», над старыми каменоломнями).
Адмот Ишай | Согласно традиции здесь похоронены Ишай, отец Давида, и Рут, бабушка Давида.
В дни правления царя Рехаваама, сына Соломона, Хеврон был перестроен и расширен. Во время войны Макавеев Хасмонеи, освободивши Хеврон, обратились к евреям, переселившимся на север страны, с призывом вернуться в Иудею. Хеврон в это время почти утроил население и стал центром юга Эрец-Исраэль. «Воротами юга» называли этот город, через который проходила дорога из Иерусалима в Беер-Шеву, Ашкелон и Газу. Мишна рассказывает о том, что знаком для начала храмовой службы в Иерусалиме был восход солнца над Хевроном. Из Хеврона приводили в Храм и жертвенных животных; особенно славились овцы, выращенные в окрестностях Хеврона. В 1 веке до новой эры, при царе Ироде, было построение величественное сооружение над пещерой «Махпела» (это гигантское строение единственное здание в Эрец-Исраэль прекрасно сохранившееся со времён Второго Храма).
Меарат Амахпела
После разрушения Храма еврейское население Хеврона было почти полностью изгнано и продано в рабство. По свидетельству римских источников, цена раба еврея в то время упала до цены дневного корма для коня. Тех, кого не удалось продать в Хевроне, перегоняли по этапу в Газу. При власти Византии еврейская община была восстановлена, стала расти численно и экономически. В городе продолжалась традиция талмудических школ, действовали благотворительные институты. В то же время евреи подвергались в эти годы безжалостным преследованиям. Не удивительно, что приход персов в 614 году был встречен еврейской общинной города с радостью. Они даже приняли участие в боях за освобождение Хеврона от византийской армии. В 629 году византийцам удалось снова отбить у персов город. В последовавшем за этим жестоком погроме погибла почти треть общины. В 638 году город завоевали мусульмане. В благодарность за оказанную им в захвате города помощь, они передали на хранение ключи от пещеры «Махпела» еврейской общине, а также позволили построить синагогу у самого входа в пещеру. В 11 веке община вела оживлённую деловую переписку, из которой мы узнаём, что община обладала изрядными денежными средствами, пользовалась покровительством властей и вела массивное строительство. В 1100 году город был захвачен крестоносцами. Строения над пещерой «Махпела» были превращены в монастырь, а еврейская община после кровавого погрома покинула город. Большинство жителей бежало в прилежащие поселения в хевронских горах, в основном в деревню Юта. В 14 веке население Юты было насильственно обращение в ислам (горькая ирония судьбы: сегодня Юта-оплот «Хамаса», а её жители, потомки тех евреев, известны активной антиизраильской деятельностью).
Арабские кварталы города
В 1166 году, после изгнания крестоносцев, Хеврон посещает Рамбам, он молится в пещере «Махпела». Чуть позже, в 1171 году описание города и строений над могилой патриархов оставляет в своей «Книге путешествий» знаменитый еврейский путешественник Беньямин из Туделлы. В 1267 году, во время вторжения мамлюков под предводительством Бейбарса, евреи снова покидают город. Бейбарс перестроил здание над пещерой «Махпела» и запретил вход немусульманам в строения комплекса, в том числе и в синагогу.
В конце 13 века поклониться могилам праотцев в Хеврон отправляется Рамбан. Однако, в течение долгих столетий евреям под страхом смерти запрещалось приближаться к одной из своих самых главных святынь. За огромные деньги еврейской общине удалось получить право молиться у внешней стены строения над пещерой. Лишь около ста лет назад турки позволили евреям молиться на одной из лестниц, ведущих к центральному входу, да и то подниматься по ней разрешалось не выше седьмой ступени. Турецкое вторжение в Хеврон сопровождалось, как это обычно бывало, погромом. Только к середине 16 века положение общины улучшается. В 1590 году строится синагога «Авраам-авину». В этой синагоге останавливается во время своего пребывания в Хевроне известный лжемессия Шабтай Цви. В книге «Шней Лухот Абрит» подробно рассказывается о известных каббалистах, живших в то время в Хевроне. Вместе с Иерусалимом, Тверией и Цфатом Хеврон становится одним из четырёх святых городов Эрец-Исраэль.
Памятная доска на синагоге «Авраам-авину» | Профессор физики твёрдого тела Бен-Цион Тавгер раскопал и восстановил здание, несмотря на противодействие властей.
Большая алия хасидов в 1777 году привела поначалу к заселению севера страны, но уже в первой половине 19 века Хеврон превращается в центр поселенческого движения любавических хасидов (Хабад) на святой земле. Арабы не жаловали и «местных» евреев, а к появлению хабадников отнеслись с небывалой враждебностью. Непрекращающиеся преследования и погромы сплотили обе хевронские общины евреев-сефардскую и ашкеназийскую. В отличие от других городов, в Хевроне обе общины жили в мире друг с другом, хотя и сохраняли автономию. В 1865 году главой сефардской общины стал раби Элияу Мани. Он организовал репатриацию десятков семей из Ирака, создал для них синагогу и другие общинные здания и учреждения. Он пытался выкупить у арабов старую (времён крестоносцев) крепость и превратить её в синагогу при пещере «Махпела». Эта инициатива встретила яростное сопротивление арабов и, как это не раз повторялось, послужила поводом к погрому и волне грабежей. Рав Мани был вынужден ограничиться строительством синагоги для каббалистов «Бет-Эль». Он открыл общественную библиотеку, пытался при помощи благотворительных фондов Моше Монтифиоре основать в окрестностях Хеврона еврейские сельскохозяйственные поселения. Хасидской общине также удалось построить две синагоги, несмотря на противодействие арабов и шантаж турецких властей. В 1904 году Залман-Давид Левонтин открыл в Хевроне банк.
Больница Адасса
Нападки на собственность еврейской общины продолжались вплоть до кровавого погрома 1929 года, когда при демонстративном невмешательстве английских солдат и полицейских, арабские погромщики убили 67 и ранили сотни евреев. Британские власти под предлогом того, что они не в состоянии обеспечить безопасность общины, вывезли уцелевших евреев из города, и тем самым положили конец еврейской общине, непрерывно существовавшей в городе около 3000 лет. После эвакуации арабы устроили в синагогах общественные туалеты и загоны для скота, но не решались селиться в еврейских домах, опасаясь возвращения законных хозяев (значительная часть этих домов стала активно заселяться арабами лишь в последний годы). В 1948 году, незадолго до начала войны за независимость Израиль потерял блок еврейских поселений в Гуш-Эционе-между Иерусалимом и Хевроном. Жёсткое международное давление к концу войны, когда военное превосходство Израиля стало очевидным, не позволили руководству страны осуществить намеченное включение Хеврона вместе с Иерусалимом в еврейское государство. В 1967 году город сдался без единого выстрела-арабы боялись еврейской мести за погром 1929 года. По приказу министра обороны Моше Даяна была взорвана лестница, ведущая в здание над пещерой «Махпела», с той самой пресловутой седьмой ступенью, дальше которой не позволялось подниматься евреям, и которая стала символом бесправия и позора евреев на их древней Родине.
Музей хевронского погрома 1929 года | Мемориал сделан из осколков еврейских могил, вынутых из арабских заборов и домов. Бандиты использовали могильные плиты в качестве строительного материала. Автор музея памяти-бывший москвич Шмуэль Мушник.
Присоединение Хеврона к инфраструктуре экономически развитого Израиля привело к быстрому росту уровня жизни арабов-жителей города «Мы сделаем страшную ошибку, если не заселим и не расширим Хеврон, превратив его. подобно Иерусалиму, в крупный еврейский город»,-писал Давид Бен-Гурион в 1970 году В эти годы начинается возвращение евреев в Хеврон. Среди них были и те, кто детьми пережили страшный погром 1929 года. Был построен и новый район Хеврона-Кирьят-Арба. (В Торе, Хеврон иногда называется также Кирьят-Арбой).Один из жителей Кирьят-Арбы, приехавший в те годы из Новосибирска профессор Бенцион Тавгер расчистил помойную яму и свалку трупов домашнего скота, которую устроили арабы на месте разрушенной ими синагоги «Авраам-авину». Впоследствии синагога была восстановлена. Затем было расчищено и еврейское кладбище.
Новый дом еврейского квартала
Сегодня в самом Хевроне проживает более 500 евреев, в Кирьят-Арбе и соседнем с ним квартале Харсина-около 8000 человек, в поселениях Гуш-Эциона, восстановленных после 1967 года и поселениях в Хевронских горах более 25 000 человек. Почти пятая часть населения Кирьят-Арбы новые репатрианты. Значительная часть из них пенсионеры, которые предпочли тишину и чистый воздух маленькой Кирьят-Арбы шуму и загазованности крупных городов. (Не последнюю роль сыграла и близость к столице при относительной дешевизне жилья). История евреев Хеврона, насчитывающая 37 веков, продолжается, несмотря на все трудности.
© 2001, 2008, текст
sashanep, фотографии
rdavid Кросспост в
live_report здесь.